Yandex B2B Tech добавила в систему управления базами данных технологию векторного поиска
Yandex B2B Tech обновила систему управления базами данных YDB. В нее добавили векторный поиск. Эта технология позволяет искать информацию не по ключевым словам, а по смыслу.
В первую очередь векторный поиск будет полезен компаниям, которые развивают продукты на базе искусственного интеллекта. Она поможет сделать рекомендации товаров более точными или повысить качество ответов ИИ-ассистента.
Технология доступна в облаке или локально – по модели on-premises.
Векторный поиск предусматривает представление данных, которые необходимо найти, в виде числовых векторов – эмбеддингов. С помощью сравнения векторов можно определить семантическую близость соответствующих им объектов. Благодаря такому подходу технология получает целый ряд преимуществ. Например:
- установление неочевидные связи между объектами,
- поиск по разнородным данным: текстам, картинкам, видеороликам и аудиофайлам,
- устойчивость к ошибкам и опечаткам.
Технический директор YDB Андрей Фомичев отмечает, что сегодня компании практически всех отраслей внедряют в свою работу ИИ-ассистентов:
Наша технология позволяет создавать ассистентов на архитектуре RAG (Retrieval-Augmented Generation) – когда ответ большой языковой модели дополняется данными из баз знаний. В таких базах может содержаться, например, документация к продукту или ответы поддержки. Векторный поиск позволяет находить в базах необходимую информацию и добавлять ее в ответы LLM.
По словам Андрея Фомичева, такой подход позволяет добиться более полных, актуальных и релевантных ответов ассистента без дообучения большой языковой модели.
Технологию векторного поиска уже использует ИИ-ассистент Алиса с опцией Про. Для ее активации нужно попросить ее учитывать при составлении ответов свои предпочтения и интересы. Алиса будет опираться на них и подстроится под пользователя. Благодаря этому ассистент может вести диалог в персонализированной манере – почти как живой собеседник.
В YDB доступны две версии векторного поиска:
- точный – обеспечивает наилучший результат, но требует сложных вычислений, если данных много;
- приближенный – ищет по миллиардам векторов за десятки-сотни миллисекунд, даже если корпус векторов не помещается в оперативную память. Такую возможность в мире предоставляют лишь несколько компаний.
YDB развивает векторный поиск при поддержке Фонда технологических инициатив – YATF, созданного Яндексом. Он вкладывает средства в новаторские проекты внутри компании, способные продвинуть вперед науку и технологии. В 2025 году на это выделили 330 млн рублей.
Напомним, что в начале июня Yandex B2B Tech представила большое обновление платформы SourceCraft. Также компания запустила первый в России сервис Brand Voice Lite, позволяющий компаниям создавать уникальные голоса для брендов.
Оригинал новости на SEOnews