Навыки людей будущего: 2 модели – T-Shaped, M-Shaped - Новости о поисковых системах, SEO и интернет-маркетинге
Социальные сети

Навыки людей будущего: 2 модели – T-Shaped, M-Shaped

Наш быстро меняющийся мир с каждым днем становится все сложнее. От того, насколько быстро человек может адаптироваться к текущим условиям, зависит не только результативность и успех в работе, но и спрос на рынке труда. Сертифицированный эксперт по стратегическим мастермайндам, основатель онлайн-школы «Мастерская Мастермайндов» Валерия Леонова рассказывает, как развивать правильные навыки.

Первым, кто предложил модель навыков, стал профессор Дэвид Гест. В 1991 году он опубликовал в журнале Independent статью, где описал «специалистов будущего» как уникальных сотрудников, способных стать лидерами нового уровня в своих компаниях. Позже его теория была дополнена и развита Деннисом Джонстоном. В этих работах рассмотрены не только различные типы специалистов, но и их профессиональные навыки.

Разберемся, что включает в себя каждая концепция.

I-Shaped специалист – эксперт в узком сегменте. Классический подход, который не подразумевает глубокого погружения в смежные направления. Специалисты, придерживающиеся данной модели, испытывают трудности при работе в команде и хуже выполняют комплексные задачи. Пример такого специалиста в жизни – программист, который отлично пишет код, но не интересуется UX или бизнес-процессами.

T-Shaped специалист – противоположность I-Shaped специалиста. Данный эксперт обладает глубоким знанием в одной области и широким кругозором в смежных сферах деятельности. Эффективно способен взаимодействовать с коллегами на разных уровнях и выполнять междисциплинарные задачи. В профессиональной среде – это UX-дизайнер, который знает верстку и основы маркетинга, может проводить исследование пользователей.

M-Shaped специалист – универсальный эксперт более чем в двух сферах. Имеет системное мышление. Понимает, как создавать уникальные продукты, как создавать зоны экспертности. Имеет в своем арсенале такие мета-навыки, как стратегическое видение и способность работать в ситуации неопределенности. В этом случае можно представить HR, который совмещает найм, коучинг, разработку культуры и фасилитацию изменений или продакт-менеджера, который владеет аналитикой, UX и маркетингом. И мы понимаем, что это другой уровень, по сравнению с предыдущими двумя концепциями.

Сегодня можно наблюдать, как с течением времени специалист с узкой специализацией сталкивается со сложностью в привлечении аудитории, в работе с системными продуктами. Множество законов, связанных с рекламой, большая конкуренция и низкая мобильность – факторы, создающие потолок в работе. В периоды турбулентности и неопределенности на первый план выходят гибридные специалисты, сочетающие глубину и разнообразие навыков. Это становится своеобразным трендом. Расскажу, как внедряются эти модели на примере коуч-сферы.

T-Shaped коуч

T-образный коуч – специалист, который объединяет свою экспертизу с другими смежными областями, чтобы глубже понимать клиента и предлагать более эффективные решения. Это коуч с высокой компетенцией, широкой насмотренностью и прикладными навыками. Гибкий и универсальный специалист, способный создавать свои собственные продукты.

Он обладает глубокими коучинговыми компетенциями и широкими смежными навыками (знание психологических основ, бизнес-процессов, менеджмента, навыков управления командами, основы модерации и фасилитации, digital-навыки и т. п.). Именно они делают этого специалиста более эффективным. 

Чем шире горизонталь «T», тем универсальнее коуч, но без сильной вертикали (профессионального коучинга) это все теряет смысл. Конкретным примером такого сочетания является коуч, который ведет сессии и понимает, как работает бизнес клиента, он знает основы фасилитации и групповой динамики. Знает больше, чем ему «положено», и поэтому оказывается востребованным специалистом в конкурентной среде.

M-Shaped коуч

Это коуч нового типа, который сочетает в себе несколько глубоких специализаций (вертикали), широкую насмотренность, адаптивность и умение работать на стыке различных дисциплин (горизонталь). Он является экспертом в одной из своих ниш и глубоко разбирается еще в нескольких отраслях. Использует системный подход, понимает тренды человеческого поведения, имеет навыки работы в условиях неопределенности. 

Как и в случае с T-Shaped экспертом – это может быть коуч, который фасилитирует команды. Но в силу своих развитых вертикалей и горизонталей ему вместе с тем под силу проводить стратегические сессии и проектировать образовательные продукты.

Для организаций М-Shaped коуч – эксперт в нескольких глубоких специализациях с широким пониманием контекста бизнеса, команд, культуры и стратегий. Зачастую таким коучем выступает человек с большим опытом, бывший руководитель или HR.

Покажу, как можно разложить эти навыки, еще на одном примере. Представьте себе обычную булочную, которая специализируется на выпечке хлеба и булок. Это классическая I-Shaped модель развития бизнеса – узкая специализация, качественно выстроенное одно направление.

В T-Shaped модели появляются смежные навыки – повар, который раньше занимался только выпечкой хлеба и булок, научился готовить более широкий ассортимент, а еще общаться с поставщиками, создавать видео, разрабатываться новые рецепты, привлекать инвесторов, заниматься маркетингом.

И M-Shaped уровень – это пекарь-предприниматель. Он профи на кухни, профи в маркетинге, финансах, управлении персоналом. Это глубокий эксперт, который создает и развивает бизнес.

Развитие навыков по этим моделям актуальны для многих сфер. А какие навыки вы развиваете в своих компаниях?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»