SEO глазами клиентов 2025: участники об итогах исследования и изменениях в отрасли. Часть 2
В июне SEOnews подвел итоги рейтинга «SEO глазами клиентов 2025». В этом году он прошел в 16-й раз. Итоговая таблица и исследование составлялись на основе ответов 760 клиентов, которых предоставили 76 агентств. По этим показателям рейтинг 2025 года стал самым масштабным за последние 7 лет.
Традиционно редакция SEOnews пообщалась с участниками рейтинга и узнала их мнение о результатах исследования. В этом году опрос выходит в двух статьях. Первую уже можно прочитать на сайте. Во второй части своими мыслями представители Rocket Business, Пиксель Плюс, Tandem Group и AGIMA.
В этом году эксперты ответили на следующие вопросы:
1. Что можно сказать о развитии отрасли, опираясь на данные исследования в рамках рейтинга?
2. Согласно исследованиям SEOnews, среднее значение бюджета на SEO (50-100 тыс. рублей) не менялось с 2019 года. Согласны ли вы с этими данными, исходя из вашего опыта? По вашему мнению, как такая стабильность влияет на рынок?
3. Какие важные изменения на SEO-рынке стоит ожидать в ближайший год, на что следует обратить внимание уже сейчас?
1. Что можно сказать о развитии отрасли, опираясь на данные исследования в рамках рейтинга?
Спикеры обратили внимание, что клиенты все чаще удовлетворены работой SEO-подрядчиков.
Эрна Саркисян, коммерческий директор SEO-агентства Rocket Business
Место: 2
В целом клиенты более чем удовлетворены рынком SEO-услуг. Они сохраняют высокий уровень лояльности к своим подрядчикам. Это говорит о том, что в 2025 году агентства сфокусированы на развитии услуг и улучшении клиентского сервиса – один подрядчик способен закрыть максимальное количество потребностей своего клиента.
Стремительно растут агентства-новички, составляя конкуренцию более опытным коллегам. Для нас это напоминание, что нужно быть гибкими и инвестировать в развитие.
Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основатель Пиксель Тулс
Место: 3
Радует, что довольно сильно выросла общая удовлетворенность сотрудничеством с компаниями по SEO. Это говорит о том, что отрасль стала оказывать гораздо более качественный клиентский сервис и давать лучшие результаты. Я уверен, что это, в свою очередь, скажется на дальнейшем росте популярности и бюджетов поисковой оптимизации и AI SEO (продвижения бренда в нейросетях).
Для нас показатель готовности рекомендовать Пиксель Плюс (NPS) – ключевой. Мы каждый день смотрим на него с ребятами и думаем как еще можно его улучшить? Наша цель – № 1 по лояльности клиентов!
Андрей Зверев, руководитель отдела SEO Tandem Group
Место: 18
С результатами исследования согласен, средний срок сотрудничества остался на том же уровне. Касательно технических характеристик сайтов, в нашем случае, зачастую сложно добиться отличного состояния, поскольку большинство сайтов в автомобильной тематике, в которой мы укоренились, реализованы на «коробочной» платформе и нет возможности внести необходимые изменения.
Андрей Попов, SEO-специалист AGIMA
Место: 55
Клиенты стали осознаннее подходить к выбору подрядчиков, реже меняют агентства, а сам формат сотрудничества все чаще строится на партнерстве и долгосрочных целях. Отчетливо видно, что на первый план выходят не просто трафик и позиции, а конкретные бизнес-результаты: рост продаж, удержание пользователей, увеличение доли органики в канале.
Также видно, что усиливается конкуренция: компании, предлагающие шаблонные SEO-услуги без аналитики и стратегии, проигрывают тем, кто работает комплексно.
2. Согласно исследованиям SEOnews, среднее значение бюджета на SEO (50-100 тыс. рублей) не менялось с 2019 года. Согласны ли вы с этими данными, исходя из вашего опыта? По вашему мнению, как такая стабильность влияет на рынок?
По мнению участников опроса, диапазон 50-100 тыс. рублей актуален не для всех направлений бизнеса.
Эрна Саркисян, коммерческий директор SEO-агентства Rocket Business
Место: 2
Исходя из нашего опыта, мы можем отметить, что бюджеты на SEO действительно могут варьироваться в зависимости от множества факторов: размера компании, ее целей и специфики рынка. Данные SEOnews о среднем значении бюджета на SEO в диапазоне 50-100 тыс. рублей могут быть актуальны для определенного сегмента рынка или для конкретных проектов.
Такая стабильность бюджета на SEO может оказывать значительное влияние на рынок:
- адаптация стратегий: агентства и SEO-специалисты вынуждены подстраивать свои стратегии под ограниченный бюджет;
- конкуренция: стабильность бюджетов может усиливать соперничество между агентствами за клиентов, что, в свою очередь, может способствовать повышению качества услуг и развитию новых методик;
- развитие сопутствующих услуг: стабильность бюджетов на SEO может стимулировать развитие дополнительных услуг: контент-маркетинга, SERM и других. Они могут дополнять SEO-стратегии.
В целом, стабильность бюджетов на SEO может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты для рынка, в зависимости от того, как участники рынка адаптируются к этим условиям.
Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основатель Пиксель Тулс
Место: 3
С одной стороны, это удивительно! С другой стороны, скорее всего, SEO-компании предоставляют для опроса именно тех клиентов, с которыми сотрудничают долгое время (более 5 лет). Часто оказывается, что индексация таких клиентов по бюджету – задача сложная. Многие не могут кратно увеличивать бюджет из года в год.
Я бы сказал, что это важный маркер для тех компаний, которые заказывают услуги SEO. Почему вы не инвестируете больше в тот канал рекламы, который вас кормит? Посчитайте ROI по каналам рекламы и увеличьте бюджет в два раза на тот, который имеет максимальный показатель.
Это совет, который позволит вашему бизнесу зарабатывать больше!
Андрей Зверев, руководитель отдела SEO Tandem Group
Место: 18
Стабильность бюджета на SEO в диапазоне 50-100 тыс. рублей с 2019 года может свидетельствовать о нескольких факторах:
- Многие компании все еще не полностью осознают важность SEO как условно-бесплатного инструмента для роста и видимости сайта в интернете.
- Большинство компаний предпочитают использовать фиксированные бюджеты.
С другой стороны, это также может говорить о зрелости рынка, где компании находят оптимальные стратегии и методы, которые работают для них. Однако в условиях постоянных изменений алгоритмов поисковых систем и увеличения конкуренции, такого подхода может быть недостаточно.
Я вынужден согласиться, что в автомобильной тематике, в которой наше агентство крепко укоренилось, диапазон цен не изменился и остался в границах 50-100 тыс. рублей. Однако, исходя из нашего опыта, в e-commerce от года к году заметен рост бюджетов. На это влияет конкуренция, изменения в алгоритмах, сложность в методах продвижения (более комплексный подход с техническим погружением), качественный контент, аналитика, отчетность, автоматизация процессов и затраты на ИИ, с упором на локальное SEO.
Стабильность бюджета на SEO может привести к некоторым негативным последствиям для рынка:
- замедление инноваций и внедрения новых технологий, методов оптимизации. Компании, которые не готовы инвестировать больше, могут отставать от конкурентов, активно развивающих свои SEO-стратегии, и за счет этого терять свои позиции в поисковой выдаче и не получать трафик;
- ухудшение качества услуг – будет затрачиваться меньше часов специалистов для работы над проектом и использоваться гораздо меньше аналитических сервисов, чтобы хоть что-то заработать.
Андрей Попов, SEO-специалист AGIMA
Место: 55
С этим сложно согласиться. Мы в AGIMA наблюдаем, что бюджеты растут – и достаточно заметно. В зависимости от направления бизнеса (e-commerce, банки, услуги, SaaS) ежемесячные затраты могут легко превышать и 100, и 200 тыс. рублей. Это связано с усложнением самого SEO. Сейчас продвижение сайта – это не только работа с метатегами и ссылками, но и полноценная продуктовая работа с контентом, структурой, UX и аналитикой.
Удержание прежнего уровня бюджета с 2019 года, скорее, отражает ситуацию в малом бизнесе или у компаний, для которых SEO не является ключевым каналом. А вот в средних и крупных проектах рост ощутим, потому что без этого невозможно оставаться конкурентоспособным. Такая динамика говорит о том, что рынок все больше сегментируется по уровню зрелости и ожиданий клиентов.
3. Какие важные изменения на SEO-рынке стоит ожидать в ближайший год, на что следует обратить внимание уже сейчас?
Эксперты советуют обратить внимание на работу с ИИ и сфокусироваться на пользовательском опыте.
Эрна Саркисян, коммерческий директор SEO-агентства Rocket Business
Место: 2
Перестройка рабочих процессов из-за огромного влияния нейросетей. Меняются алгоритмы поисковых систем – в них появляются AI-ассистенты, которые переписывают правила игры. Важно быстро адаптироваться к изменениям.
Рост потребности клиентов в новых услугах в дополнение к SEO – от разработки сайтов до маркетинговых исследований и контент-поддержки.
Акцент на укреплении лояльности клиентов – компании выстраивают новые коммуникационные стратегии, внедряют дополнительные инструменты, которые будут закрывать 90-100% клиентских запросов.
Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основатель Пиксель Тулс
Место: 3
Уже сейчас силен тренд продвижения в нейросетях, и мы предоставили для рынка новый аналитический инструмент – https://ai.pixeltools.ru/, который позволит брендам отследить их присутствие в рекомендациях ИИ и текущую тональность упоминания, а также улучшить видимость там.
Уверен, что эти задачи будут все более активно решаться специалистами по SEO, а иначе кем?
Ближайшее время доля трафика из ИИ-ответов Яндекса (Алисы), Google (Gemini) и ChatGPT будет кратно расти, и важно оседлать этот тренд.
Классический же канал SEO вышел на плато, и я не ожидаю каких-то фундаментальных изменений в нем в ближайший год. Будут дальше укрепляться продуктовый подход к SEO, сочетание с другими каналами маркетинга, глубокая аналитика.
Андрей Зверев, руководитель отдела SEO Tandem Group
Место: 18
Тренды SEO, перетекающие из года в год, были и всегда будут основными требованиями к сайту. Это техническая оптимизация, качественный контент, аналитика и данные. Но для эффективного улучшения сайта стоит учесть и другие системные изменения отрасли:
- Углубление интеграции ИИ. С увеличением применения искусственного интеллекта в поисковых системах, важно следить за тем, как ИИ влияет на алгоритмы ранжирования и поведение пользователей. Оптимизация контента под ИИ будет становиться все более важной.
Та же «нулевая выдача». Уже сейчас у многих информационных сайтов заметны сильные просадки по трафику, поскольку поисковая выдача как Яндекса, так и Google внедрила ИИ-ответы, как следствие, пользователь получает ответ, не переходя на какой-либо из сайтов. Это положительно влияет на скорость получение ответа, но негативно сказывается на показателях сайта. - Фокус на пользовательском опыте (UX). Google продолжает акцентировать внимание на пользовательском опыте, в том числе скорости загрузки страниц, мобильной адаптивности и общем взаимодействии с сайтом. Ожидается, что эти факторы будут иметь еще большее значение в ранжировании.
- Voice Search и локальное SEO. С ростом использования голосовых помощников ожидается увеличение значимости оптимизации под голосовые запросы и локальное SEO. Бренды должны адаптировать свои стратегии для удовлетворения потребностей пользователей, ищущих информацию голосом.
- Оптимизация видеоконтента. Это добавление на сайт различных коротких видео. Пользователи все чаще выбирают просмотр видео, нежели чтение статьи.
Андрей Попов, SEO-специалист AGIMA
Место: 55
Google и Яндекс движутся в сторону генеративной выдачи (SGE), которая вытесняет традиционные «синие ссылки» с первых экранов. Это означает, что SEO будет фокусироваться не только на позиции в выдаче, но и на присутствии в расширенных блоках – сниппетах, каруселях, Q&A и других. SEO-специалистам необходимо пересматривать подход: оптимизироваться не просто под запросы, а под сценарии поведения, расширенные сниппеты, визуальные элементы, локальные блоки и интенты.
Пользователи все чаще обращаются к ответам нейросетей, минуя поисковые системы. Поэтому требуется выделение AIRO (AI-Results Optimization) в отдельное направление. AIRO фокусируется на оптимизации контента под машинное обучение и технические аспекты векторных поисковых систем.
В ближайшие пять лет будет прослеживаться тренд на переход к Hybrid Optimization, где успех определяется способностью удовлетворять критерии поисковых роботов, ИИ-чатов и пользователей. Ключевой метрикой станет частота цитирования контента в ответах ИИ-систем.
Кроме того, сами SEO-команды активнее используют ИИ в работе: от генерации черновиков и анализа конкурентов до автоматической кластеризации и приоритезации задач. Это помогает агентствам перераспределить ресурсы в сторону аналитики, UX и качества контента, а не просто механического продвижения.
Также SEO сильнее интегрируется с другими направлениями: digital – UX, CRO, контент-стратегиями, аналитикой. Отдельное внимание стоит уделить структуре сайта, работе с поведенческими метриками, и, конечно, прозрачной оценке эффективности. Бизнес ждет от SEO не просто позиций, а реального влияния на прибыль. Поэтому в ближайший год выиграют те, кто умеет выстраивать сквозную стратегию, а не просто «продвигать страницы».
Редакция SEOnews благодарит участников рейтинга за то, что ответили на вопросы и поделились своим мнением. Оно не только будет полезно коллегам по рынку, но и поможет улучшить рейтинг, сделать его нагляднее и эффективнее.
По результатам исследования SEOnews не только опросил участников рейтинга, но и определил готовность клиентов рекомендовать подрядчика, популярные digital-услуги, а также бюджеты на поисковое продвижение в 2025 году.