SEO глазами клиентов 2025: участники об итогах исследования и изменениях в отрасли. Часть 2 - Новости о поисковых системах, SEO и интернет-маркетинге
Социальные сети

SEO глазами клиентов 2025: участники об итогах исследования и изменениях в отрасли. Часть 2

В июне SEOnews подвел итоги рейтинга «SEO глазами клиентов 2025». В этом году он прошел в 16-й раз. Итоговая таблица и исследование составлялись на основе ответов 760 клиентов, которых предоставили 76 агентств. По этим показателям рейтинг 2025 года стал самым масштабным за последние 7 лет.

Традиционно редакция SEOnews пообщалась с участниками рейтинга и узнала их мнение о результатах исследования. В этом году опрос выходит в двух статьях. Первую уже можно прочитать на сайте. Во второй части своими мыслями представители Rocket Business, Пиксель Плюс, Tandem Group и AGIMA.

В этом году эксперты ответили на следующие вопросы:

1. Что можно сказать о развитии отрасли, опираясь на данные исследования в рамках рейтинга?

2. Согласно исследованиям SEOnews, среднее значение бюджета на SEO (50-100 тыс. рублей) не менялось с 2019 года. Согласны ли вы с этими данными, исходя из вашего опыта? По вашему мнению, как такая стабильность влияет на рынок?

3. Какие важные изменения на SEO-рынке стоит ожидать в ближайший год, на что следует обратить внимание уже сейчас?

1. Что можно сказать о развитии отрасли, опираясь на данные исследования в рамках рейтинга?

Спикеры обратили внимание, что клиенты все чаще удовлетворены работой SEO-подрядчиков.

Эрна Саркисян, коммерческий директор SEO-агентства Rocket Business
Место: 2

В целом клиенты более чем удовлетворены рынком SEO-услуг. Они сохраняют высокий уровень лояльности к своим подрядчикам. Это говорит о том, что в 2025 году агентства сфокусированы на развитии услуг и улучшении клиентского сервиса – один подрядчик способен закрыть максимальное количество потребностей своего клиента.

Стремительно растут агентства-новички, составляя конкуренцию более опытным коллегам. Для нас это напоминание, что нужно быть гибкими и инвестировать в развитие.

Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основатель Пиксель Тулс
Место: 3

Радует, что довольно сильно выросла общая удовлетворенность сотрудничеством с компаниями по SEO. Это говорит о том, что отрасль стала оказывать гораздо более качественный клиентский сервис и давать лучшие результаты. Я уверен, что это, в свою очередь, скажется на дальнейшем росте популярности и бюджетов поисковой оптимизации и AI SEO (продвижения бренда в нейросетях).

Для нас показатель готовности рекомендовать Пиксель Плюс (NPS) – ключевой. Мы каждый день смотрим на него с ребятами и думаем как еще можно его улучшить? Наша цель – № 1 по лояльности клиентов!

Андрей Зверев, руководитель отдела SEO Tandem Group
Место: 18

С результатами исследования согласен, средний срок сотрудничества остался на том же уровне. Касательно технических характеристик сайтов, в нашем случае, зачастую сложно добиться отличного состояния, поскольку большинство сайтов в автомобильной тематике, в которой мы укоренились, реализованы на «коробочной» платформе и нет возможности внести необходимые изменения.

Андрей Попов, SEO-специалист AGIMA
Место: 55

Клиенты стали осознаннее подходить к выбору подрядчиков, реже меняют агентства, а сам формат сотрудничества все чаще строится на партнерстве и долгосрочных целях. Отчетливо видно, что на первый план выходят не просто трафик и позиции, а конкретные бизнес-результаты: рост продаж, удержание пользователей, увеличение доли органики в канале.

Также видно, что усиливается конкуренция: компании, предлагающие шаблонные SEO-услуги без аналитики и стратегии, проигрывают тем, кто работает комплексно.

2. Согласно исследованиям SEOnews, среднее значение бюджета на SEO (50-100 тыс. рублей) не менялось с 2019 года. Согласны ли вы с этими данными, исходя из вашего опыта? По вашему мнению, как такая стабильность влияет на рынок?

По мнению участников опроса, диапазон 50-100 тыс. рублей актуален не для всех направлений бизнеса.

Эрна Саркисян, коммерческий директор SEO-агентства Rocket Business
Место: 2

Исходя из нашего опыта, мы можем отметить, что бюджеты на SEO действительно могут варьироваться в зависимости от множества факторов: размера компании, ее целей и специфики рынка. Данные SEOnews о среднем значении бюджета на SEO в диапазоне 50-100 тыс. рублей могут быть актуальны для определенного сегмента рынка или для конкретных проектов.

Такая стабильность бюджета на SEO может оказывать значительное влияние на рынок:

  • адаптация стратегий: агентства и SEO-специалисты вынуждены подстраивать свои стратегии под ограниченный бюджет;
  • конкуренция: стабильность бюджетов может усиливать соперничество между агентствами за клиентов, что, в свою очередь, может способствовать повышению качества услуг и развитию новых методик;
  • развитие сопутствующих услуг: стабильность бюджетов на SEO может стимулировать развитие дополнительных услуг: контент-маркетинга, SERM и других. Они могут дополнять SEO-стратегии.

В целом, стабильность бюджетов на SEO может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты для рынка, в зависимости от того, как участники рынка адаптируются к этим условиям.

Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основатель Пиксель Тулс
Место: 3

С одной стороны, это удивительно! С другой стороны, скорее всего, SEO-компании предоставляют для опроса именно тех клиентов, с которыми сотрудничают долгое время (более 5 лет). Часто оказывается, что индексация таких клиентов по бюджету – задача сложная. Многие не могут кратно увеличивать бюджет из года в год.

Я бы сказал, что это важный маркер для тех компаний, которые заказывают услуги SEO. Почему вы не инвестируете больше в тот канал рекламы, который вас кормит? Посчитайте ROI по каналам рекламы и увеличьте бюджет в два раза на тот, который имеет максимальный показатель.

Это совет, который позволит вашему бизнесу зарабатывать больше!

Андрей Зверев, руководитель отдела SEO Tandem Group
Место: 18

Стабильность бюджета на SEO в диапазоне 50-100 тыс. рублей с 2019 года может свидетельствовать о нескольких факторах:

  1. Многие компании все еще не полностью осознают важность SEO как условно-бесплатного инструмента для роста и видимости сайта в интернете.
  2. Большинство компаний предпочитают использовать фиксированные бюджеты.

С другой стороны, это также может говорить о зрелости рынка, где компании находят оптимальные стратегии и методы, которые работают для них. Однако в условиях постоянных изменений алгоритмов поисковых систем и увеличения конкуренции, такого подхода может быть недостаточно.

Я вынужден согласиться, что в автомобильной тематике, в которой наше агентство крепко укоренилось, диапазон цен не изменился и остался в границах 50-100 тыс. рублей. Однако, исходя из нашего опыта, в e-commerce от года к году заметен рост бюджетов. На это влияет конкуренция, изменения в алгоритмах, сложность в методах продвижения (более комплексный подход с техническим погружением), качественный контент, аналитика, отчетность, автоматизация процессов и затраты на ИИ, с упором на локальное SEO.

Стабильность бюджета на SEO может привести к некоторым негативным последствиям для рынка:

  • замедление инноваций и внедрения новых технологий, методов оптимизации. Компании, которые не готовы инвестировать больше, могут отставать от конкурентов, активно развивающих свои SEO-стратегии, и за счет этого терять свои позиции в поисковой выдаче и не получать трафик;
  • ухудшение качества услуг – будет затрачиваться меньше часов специалистов для работы над проектом и использоваться гораздо меньше аналитических сервисов, чтобы хоть что-то заработать.

Андрей Попов, SEO-специалист AGIMA
Место: 55

С этим сложно согласиться. Мы в AGIMA наблюдаем, что бюджеты растут – и достаточно заметно. В зависимости от направления бизнеса (e-commerce, банки, услуги, SaaS) ежемесячные затраты могут легко превышать и 100, и 200 тыс. рублей. Это связано с усложнением самого SEO. Сейчас продвижение сайта – это не только работа с метатегами и ссылками, но и полноценная продуктовая работа с контентом, структурой, UX и аналитикой.

Удержание прежнего уровня бюджета с 2019 года, скорее, отражает ситуацию в малом бизнесе или у компаний, для которых SEO не является ключевым каналом. А вот в средних и крупных проектах рост ощутим, потому что без этого невозможно оставаться конкурентоспособным. Такая динамика говорит о том, что рынок все больше сегментируется по уровню зрелости и ожиданий клиентов.

3. Какие важные изменения на SEO-рынке стоит ожидать в ближайший год, на что следует обратить внимание уже сейчас?

Эксперты советуют обратить внимание на работу с ИИ и сфокусироваться на пользовательском опыте.

Эрна Саркисян, коммерческий директор SEO-агентства Rocket Business
Место: 2

Перестройка рабочих процессов из-за огромного влияния нейросетей. Меняются алгоритмы поисковых систем – в них появляются AI-ассистенты, которые переписывают правила игры. Важно быстро адаптироваться к изменениям.

Рост потребности клиентов в новых услугах в дополнение к SEO – от разработки сайтов до маркетинговых исследований и контент-поддержки.

Акцент на укреплении лояльности клиентов – компании выстраивают новые коммуникационные стратегии, внедряют дополнительные инструменты, которые будут закрывать 90-100% клиентских запросов.

Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основатель Пиксель Тулс
Место: 3

Уже сейчас силен тренд продвижения в нейросетях, и мы предоставили для рынка новый аналитический инструмент – https://ai.pixeltools.ru/, который позволит брендам отследить их присутствие в рекомендациях ИИ и текущую тональность упоминания, а также улучшить видимость там.

Уверен, что эти задачи будут все более активно решаться специалистами по SEO, а иначе кем?

Ближайшее время доля трафика из ИИ-ответов Яндекса (Алисы), Google (Gemini) и ChatGPT будет кратно расти, и важно оседлать этот тренд.

Классический же канал SEO вышел на плато, и я не ожидаю каких-то фундаментальных изменений в нем в ближайший год. Будут дальше укрепляться продуктовый подход к SEO, сочетание с другими каналами маркетинга, глубокая аналитика.

Андрей Зверев, руководитель отдела SEO Tandem Group
Место: 18

Тренды SEO, перетекающие из года в год, были и всегда будут основными требованиями к сайту. Это техническая оптимизация, качественный контент, аналитика и данные. Но для эффективного улучшения сайта стоит учесть и другие системные изменения отрасли:

  1. Углубление интеграции ИИ. С увеличением применения искусственного интеллекта в поисковых системах, важно следить за тем, как ИИ влияет на алгоритмы ранжирования и поведение пользователей. Оптимизация контента под ИИ будет становиться все более важной.
    Та же «нулевая выдача». Уже сейчас у многих информационных сайтов заметны сильные просадки по трафику, поскольку поисковая выдача как Яндекса, так и Google внедрила ИИ-ответы, как следствие, пользователь получает ответ, не переходя на какой-либо из сайтов. Это положительно влияет на скорость получение ответа, но негативно сказывается на показателях сайта.
  2. Фокус на пользовательском опыте (UX). Google продолжает акцентировать внимание на пользовательском опыте, в том числе скорости загрузки страниц, мобильной адаптивности и общем взаимодействии с сайтом. Ожидается, что эти факторы будут иметь еще большее значение в ранжировании.
  3. Voice Search и локальное SEO. С ростом использования голосовых помощников ожидается увеличение значимости оптимизации под голосовые запросы и локальное SEO. Бренды должны адаптировать свои стратегии для удовлетворения потребностей пользователей, ищущих информацию голосом.
  4. Оптимизация видеоконтента. Это добавление на сайт различных коротких видео. Пользователи все чаще выбирают просмотр видео, нежели чтение статьи.

Андрей Попов, SEO-специалист AGIMA
Место: 55

Google и Яндекс движутся в сторону генеративной выдачи (SGE), которая вытесняет традиционные «синие ссылки» с первых экранов. Это означает, что SEO будет фокусироваться не только на позиции в выдаче, но и на присутствии в расширенных блоках – сниппетах, каруселях, Q&A и других. SEO-специалистам необходимо пересматривать подход: оптимизироваться не просто под запросы, а под сценарии поведения, расширенные сниппеты, визуальные элементы, локальные блоки и интенты.

Пользователи все чаще обращаются к ответам нейросетей, минуя поисковые системы. Поэтому требуется выделение AIRO (AI-Results Optimization) в отдельное направление. AIRO фокусируется на оптимизации контента под машинное обучение и технические аспекты векторных поисковых систем.

В ближайшие пять лет будет прослеживаться тренд на переход к Hybrid Optimization, где успех определяется способностью удовлетворять критерии поисковых роботов, ИИ-чатов и пользователей. Ключевой метрикой станет частота цитирования контента в ответах ИИ-систем.

Кроме того, сами SEO-команды активнее используют ИИ в работе: от генерации черновиков и анализа конкурентов до автоматической кластеризации и приоритезации задач. Это помогает агентствам перераспределить ресурсы в сторону аналитики, UX и качества контента, а не просто механического продвижения.

Также SEO сильнее интегрируется с другими направлениями: digital – UX, CRO, контент-стратегиями, аналитикой. Отдельное внимание стоит уделить структуре сайта, работе с поведенческими метриками, и, конечно, прозрачной оценке эффективности. Бизнес ждет от SEO не просто позиций, а реального влияния на прибыль. Поэтому в ближайший год выиграют те, кто умеет выстраивать сквозную стратегию, а не просто «продвигать страницы».

Редакция SEOnews благодарит участников рейтинга за то, что ответили на вопросы и поделились своим мнением. Оно не только будет полезно коллегам по рынку, но и поможет улучшить рейтинг, сделать его нагляднее и эффективнее.

По результатам исследования SEOnews не только опросил участников рейтинга, но и определил готовность клиентов рекомендовать подрядчика, популярные digital-услуги, а также бюджеты на поисковое продвижение в 2025 году. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»