SOS: как удержать бизнес без денег?
Каждый начинающий, да и опытный, бизнесмен сталкивается с самой неприятной проблемой: недостаточно денег для ведения дела.
Мы пообщались с предпринимателями, они тоже люди, тоже плачут и платят. Отправляемся в #лифт_в_подвал, разберемся как с холодом пережить эти эмоциональные потрясения и какие есть способы решения проблем.
История №1.“Я хочу белый дом, голубые ставни”
Евгения Ивановна — предприниматель из города Златоустье в 2013 начала свое дело с розничной торговли дверьми и товарами для отделки и ремонта. Сейчас покупает и перепродает жилые объекты. Ее бизнес по недвижимости быстро рос. Как и росла новая ставка от ЦБ, и такого внезапного роста цен не ждал никто.
– “Я была очень обеспокоена, не спала ночами. Весной с трудом нашла несколько выгодных объектов для покупки. Но накопить деньги с выручки было невозможно — сделки еще не закрыты. И самое неприятное, что квартиры нужно купить сразу пока они в «замороженном состоянии», пока не стали еще дороже. Взять через месяц я не смогу, да и страшно, что рынок недвижки будет совсем не по карману”, — рассказывает Евгения.
Проблема Евгении — неверные расчеты и риски, которые подстерегают каждого. Несмотря на то, что большая конкуренция давила на пятки, ей помогли решить ситуацию. Бизнес ведет вместе с мужем, у него была финансовая подушка на личные цели. Его “заначка” пошла на покупку. Если бы они не купили сейчас — через квартал им было бы нечего продавать, а это значит закрытие бизнеса.
– “С мужем не готовы отказываться от бизнеса, как и от этой выгодной сделки. Вообще всем этим занимаемся только ради одного. Хотим большой загородный дом! Это мечта детства! Чтобы на лужайке резвились наши собаки, а из окна виднелся лес”.
Первый урок этой истории — начинайте бизнес с финансовой подушки. А если ее нет? Давайте разберем дальше.
История №2. “Черт, я уже изменил свое дело! Что еще надо?“
Алексей Александрович — родом из Екатеринбурга работал в сфере монтажа вентиляционного оборудования и решил открыть собственное дело 8 лет назад. Три года подряд дела шли в гору. Но 2020 год поменял абсолютно все. Так из-за халатной работы одного монтажника он потерял базу клиентов целого района, были претензии по работе и сорванные гарантии. А из-за отсутствия поставок думал закрыть дело.
– “Меня преследовала череда неудач: сложности с поставками, снизился спрос. Но если меняется мир вокруг тебя — меняйся сам. Закрывать бизнес, не в моих интересах. Если не работать, то как тогда трудиться? Нужно думать и искать, что оптимизировать или поменять в своем деле”, — поделился Алексей.
Он изменил свой бизнес, решил сосредоточиться только на продаже оборудования без монтажных работ — снизил расходы и ответственность за сотрудников.
– “Моя философия — сначала дать людям ценность, а потом брать за это деньги. Я перестал работать с ненадежными монтажниками: моя ценность для клиентов — комфорт и качество работы. Зачем работать в убыток? Такие затраты и нервы мне не нужны.”
Вывод: оптимизируйте процессы, снизьте расходы на убыточные точки бизнеса, например убрать некоторых сотрудников. Не вариант? Проблематика кроется только в деньгах, а людей лучше не трогать? Хорошо давайте возьмем другую историю.
История №3. «Как мне платить им зарплату?»
Семен Леонидович из Краснодара управляет крупным фермерским хозяйством и транспортной компанией. Семья работает вместе уже много лет: ферма кормит их и другие семьи. На хозяйстве трудятся и сотрудники, которым он платит зп.
– “Как я нахожу заказы? Я работаю по гос. контрактам и конечно такой бизнес требует вложений. Сотрудники у меня есть и отказываться я от них не собираюсь… но чем им платить?”, — с досадой повествует Семен.
Несмотря на успешный бизнес, который может конкурировать с крупными компаниями, у Семена возникла проблема с деньгами. Ему задержали выплату по гос. контракту, а через неделю платить сотрудникам зарплату.
– “Фермерское хозяйство нужно кормить каждый день! Только одна корова съедает около 10-15 кг. сена в день. А для коров молочных пород, требуется больше корма, чем для мясных. Это очень большие деньги и ответственность, за семью, за хозяйство и за людей. Но я люблю свой бизнес, это дело всей моей жизни!”
Решение Семен нашел, взял деньги в МФО, в банк не пошел т.к кредитная история испорчена. Взять кредит или займ не плохой исход, есть твой бизнес под угрозой выживания.
Подытожим
Каждая из этих историй учит главным правилам реагирования на трудности:
-
Перед стартом бизнеса обеспечьте себе финансовую подушку (нулевой совет для идеального дела)
-
Случился кризис? Без паники, дышите. Вы не одни и с вами все в порядке.
-
Посмотрите, что можно оптимизировать в вашем бизнесе. Может заменить некоторые инструменты: люди, поставки, составы, способы предоставления услуг, может что-то перенести в онлайн.
-
Если оптимизация невозможна или не нужна — используйте заемные средства. Да, мы тоже не любим долги, но это самый оптимальный вариант вытащить себя из кризиса как барон Мюнхгаузен.
Спойлер: есть и четвертое решение — закрыть дело или продать, но об этом мы расскажем в следующий раз. Подписывайтесь, чтобы не пропустить другие кейсы. Есть свои? Супер, поделитесь, нам интересно)