Кто отвечает за товар: в торговом зале, на кассе и после покупки
Разберем три распространенные ситуации в магазинах и выясним, кто должен платить за испорченный товар: покупатель или предприниматель.
В торговом зале
Согласно статье 211 ГК РФ, риск случайного повреждения имущества несет собственник. Так что ответственность за сохранность товара в торговом зале лежит на плечах предпринимателя.
Покупатель не обязан платить за разбитую бутылку воды или рассыпавшиеся макароны, если действовал без злого умысла. Например:
-
задел товар из-за узких проходов между стеллажами;
-
поскользнулся на мокром полу;
-
его толкнул другой покупатель;
-
товар был неустойчиво размещен на полке и т. д.
Владельцу магазина рекомендуется включить в бюджет статью расходов на естественные потери — это позволит законно списывать случайное повреждение продукции без ущерба для репутации.
Но есть исключения, например, если покупатель действовал небрежно:
-
слишком торопился и бежал по торговому залу;
-
выронил товар из рук;
-
намеренно испортил товар.
В этом случае магазин может потребовать компенсацию, согласно статье 1064 ГК РФ о причинении вреда имуществу.
На кассе
В момент оплаты ответственность переходит от продавца к покупателю. Но касса — это еще пограничная зона. Поэтому если товар упал и разбился по вине кассира (например, сотрудник неаккуратно положил хрупкий предмет), то магазин обязан заменить его или вернуть деньги.
Если товар упал из-за произвольного движения кассовой ленты, ответственность также несет магазин.
После кассы
После оплаты и выдачи чека предприниматель выполнил свою обязанность по передаче товара. И вся ответственность переходит к покупателю, согласно ст. 493 ГК РФ.
Поэтому, если вы выронили покупку по дороге домой, компенсацию у магазина требовать нельзя. Но и из этого правила есть исключения. Например:
-
если товар был изначально поврежден, но покупатель не заметил этого при получении;
-
если в магазине были проданы некачественные пакеты, из-за которых товар был поврежден или утерян.
В этих случаях ответственность несет продавец, согласно закону «О защите прав потребителей».
В зависимости от обстоятельств платить за испорченный товар может как продавец, так и покупатель. Читайте полезные статьи в блоге АТОЛ, чтобы научиться отстаивать свои права.
Когда-нибудь роняли товар в магазине? Да, заставили заплатить Ронял, но оплачивать не пришлось Нет, я всегда очень осторожен Всего голосов:
Реклама ООО «АТОЛ», ИНН: 5010051677