Обзор обновлений поиска Яндекса: генерация контента, режим рассуждений и вертикали
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqwcSSR3
22 мая Яндекс анонсировал обновление поиска. Теперь поисковая система Яндекса умеет не только искать, но еще и генерирует контент в режиме рассуждения при помощи Алисы – умного ИИ помощника.
В статье расскажем, что умеет обновленный Поиск с Алисой, как выглядят вертикали в приложении Яндекса и как нововведения повлияют на владельцев сайтов.
Как работает Поиск с Алисой
Теперь можно пользоваться стандартными возможностями поисковой системы, а можно использовать Поиск с Алисой.
Посмотрим на практическом примере, как это работает.
Допустим, нам нужно узнать, где лучше запустить рекламу интернет-магазина. Вводим запрос в строку поиска и видим стандартную выдачу:
Вверху над выдачей наряду со вкладками «Картинки», «Видео», «Карты» и т. д. появилась новая – «Поиск с Алисой»
Чтобы получить сгенерированный ИИ ответ на запрос, нужно кликнуть на эту вкладку.
Генерация ответа занимает несколько секунд. Если вопрос обширный, это может занять немного более продолжительное время, как в примере ниже. ИИ в режиме диалога с пользователем сообщает, что готовит ответ и рассуждает, какую информацию лучше в него включить.
Алиса сгенерировала такой ответ:
Ответ структурирован, в нем есть ссылки на источники и кнопка, которая включает режим рассуждения
В чем отличие от поиска с Нейро
Яндекс активно использует ИИ для формирования ответов на запросы пользователей с октября 2024-го, когда сервис Нейро на основе YandexGPT стал частью поиска. За это время ответы Нейро стали одним из самых популярных колдунщиков Яндекса по информационным запросам. Подробнее про Нейро мы писали в этой статье.
Теперь на место поиска с Нейро приходит поиск с Алисой. Команда Яндекса рассказывает, в чем их отличие:
-
В обновленном поиске используется более продвинутый инструмент – планер. Нейро разбивал текст поискового запроса пользователя на несколько запросов и формировал ответ на основе найденной информации при помощи рефразера. Планер не только выдает ответ, но и структурирует его, а также ищет и встраивает в ответ дополнительный контент, например, картинку или видео.
-
Финальный ответ на запрос пользователя создает модель-генератор на базе последней версии нейросети Яндекса – YandexGPT 5. Ответ формируется на основе структуры и информации от модели-планера и источников в интернете.
Особенности ответа от ИИ Яндекса
-
Отображает процесс поиска – вверху над ответом есть одноименный раздел. Если его раскрыть, будет видно, как рассуждал ИИ в процессе формирования ответа.
-
Показывает определение или, как в примере выше, обобщенный ответ (ИИ отвечает, что платформы бывают платные и бесплатные).
-
Структурирует ответ – разбивает его на разделы и пункты, чтобы показать самую важную информацию по запросу.
-
Ссылается на первоисточник – после каждого абзаца есть ссылка на один или на несколько источников, откуда AI берет информацию.
Например, переходим по первой ссылке и попадаем на статью в блоге Директа про рекламные площадки для бизнеса в 2025 году.
Внизу под ответом есть такие опции:
-
Рассуждение. Если внизу под ответом нажать на «Рассуждать», ИИ будет в режиме собеседника размышлять на тему, опираясь на источники. Всего на один запрос доступно пять пробных рассуждений.
-
Кнопки «Лайк» и «Дизлайк» – с их помощью пользователь может оценить качество ответа, что позволяет алгоритму дообучаться.
-
Ссылка на все источники, которые использовались в ответе.
-
Функция уточнения вопроса. Поисковая строка, в которую пользователь может вводить уточняющие вопросы, если не увидел желаемого ответа или не до конца разобрался. Также поддерживается голосовой поиск.
Как Алиса умеет рассуждать
Функция рассуждения находятся на этапе β-тестирования. С ее помощью Алиса в Поиске способно глубоко анализировать информацию. На рассуждение она тратит больше времени и использует больше источников, чем при первом ответе. Это позволяет ИИ решать даже самые сложные задачи с несколькими условиями.
Результат рассуждения Алисы – это поэтапное решение задачи, где показан весь процесс рассуждений перед генерацией ответа.
Вернемся к нашему примеру, в котором мы спрашивали, где лучше запускать рекламу. Нажимаем на «Рассуждать»:
Получаем такое рассуждение:
Если рассуждение получается слишком длинным или затягивается, его можно остановить.
Вверху над рассуждениями есть опция «Как искали». Если на нее кликнуть, можно увидеть весь процесс сбора информации для рассуждения:
Из полученного ответа видно, что было задано 3 запроса к поиску Яндекса и выбрано 20 источников. Список источников перечислен после запросов.
Для каких целей можно использовать Поиск с Алисой
Обновленный Поиск с Алисой позволяет не просто находить нужную информацию, он генерирует готовый контент для решения рабочих и личных задач. Перечислим самые популярные.
Сгенерировать тексты и картинки
Чтобы создать контент при помощи ИИ Яндекса, теперь не нужно переходить в отдельное приложение. Задать запрос можно прямо в поисковой строке.
У Алисы можно попросить решить задачу по математике, составить контент-план, текст для поста, поздравление с днем рождения и даже нарисовать открытку.
Например, попросим Алису составить контент-план для кулинарного блога с полезными рецептами десертов. Вот результат:
Ниже представлены советы, как улучшить контент-план:
Справа сбоку поиск показывает картинки, связанные с запросом:
На запрос «как создать кружок в телеграм» Алиса добавила к текстовому ответу ссылку на видеоинструкцию:
Попросить помощи в выборе товара
Алиса выделяет основные параметры выбора и подсказывает, на что обратить внимание.
Например, вводим в поисковую строку запрос «Тонометр» и видим ответ о том, какие они бывают, как выбрать, ссылки на сайты медтехники и прочую полезную информацию.
Попросить найти информацию в длинном тексте или задать другой открытый вопрос по любой веб-странице
Например, мы ссылаемся на статью про рекламные площадки для бизнеса и просим выделить информацию про платные платформы.
Алиса изучает статью и выбирает информацию про платные площадки:
На момент публикации статьи эта возможность Алисы в Поиске доступна только в десктопной версии, но скоро появится и в мобильной.
Что такое вертикали в приложении Яндекса
Пользователям мобильного приложения Яндекса стала доступна еще одна опция в поиске – вертикали.
Вертикали – новый инструмент Поиска Яндекса, который позволяет сразу искать по объектам – товарам, финансовым продуктам и квартирам. Поисковая вертикаль дает возможность сравнивать услуги и товары без перехода на предложения продавцов и даже начинать оформление заказа сразу в поиске.
Основное отличие поисковой вертикали от стандартного поиска заключается в том, что при стандартном поиске алгоритмы работают на то, чтобы найти релевантную запросу страницу сайта. Поисковая вертикаль работает по другому – она ищет объект (товар, финансовую услугу, квартиру).
Вертикали доступны на главной странице приложения Яндекс с Алисой.
Вот так выглядят вертикали на главном экране приложения
Как вертикаль помогает искать финансовые услуги
На главной странице приложения нужно перейти в вертикаль «Финансы». Также умный алгоритм сам может перевести пользователя в этот раздел, если поймет, что вертикаль сможет решить его задачу.
В вертикали «Финансы» можно сравнивать предложения банков и выбирать наиболее выгодные условия для накопительных вкладов, получения кредитов, оформления дебетовых карт и т. д.
Вертикаль позволяет быстро найти любой финансовый продукт – выводятся предложения вкладов с самыми высокими процентами, выгодные цены на ОСАГО, предложения по бесплатному обслуживанию дебетовых карт, калькуляторы вкладов, предложения по кредитам. Начать оформление полиса ОСАГО можно прямо в поиске.
Например, пользователь хочет подобрать лучшие условия открытия накопительного счета в Ярославле. Для этого достаточно воспользоваться фильтрами – ввести сумму вклада, срок, тип счета, банки и прочие.
А если нужно подобрать наиболее выгодные условия для депозита, нужно перейти в соответствующий раздел. Здесь можно выбрать подходящие предложения 10 топовых банков, лучшие условия для вложения средств на 3 месяца, 6 месяцев и т. д.
Также можно посмотреть ставки по кредитным продуктам и подобрать наиболее выгодные условия:
Как вертикаль помогает подбирать товары
Посмотрим на возможности вертикали «Товары».
По умолчанию, без поискового запроса, в вертикали «Товары» пользователям показываются обзоры из Яндекс Ритма, карточки товаров Яндекс Маркета и рекламные баннеры.
То есть изначально пользователь видит в разделе предложения только селлеров Маркета. Но при поиске по конкретному запросу вертикаль покажет товары и других продавцов. При этом первым результатом выдачи будет реклама в формате товарной галереи.
Например, мы хотим выбрать футболку с принтом. Переходим в вертикаль «Товары», вводим запрос в строку поиска – и видим предложения магазинов, которые можно отфильтровать по цене, брендам и другим параметрам.
Если ищете бытовую технику, электронику, товары для дома и ремонта, можно воспользоваться опцией «какие бывают», одноименная кнопка находится сразу под поисковой строкой:
Получите развернутый ответ от Алисы:
Как искать квартиры с помощью вертикали
Вертикаль «Квартиры» позволяет быстро искать жилье для покупки или аренды. Здесь собраны предложения с разных площадок, из разных городов, от разных продавцов.
Для поиска нужно задать такие настройки: город, цель (купить, арендовать), цена, количество комнат, желаемый район (можно указать на карте).
По указанным параметрам вертикаль подберет варианты жилья:
Вверху располагаются рекламные предложения, а ниже остальные предложения продавцов.
Отличить рекламные объявления можно по красной кнопке «Позвонить»
Сначала показываются предложения о продаже недвижимости, затем – об аренде. Чтобы добавить квартиру в избранное, нужно нажать на сердечко вверху карточки. Пользователь будет получать сообщения об изменениях в карточке квартиры, которая находится в избранном: например, изменилась цена, квартиру сняли с продажи и прочие.
Интересная опция в вертикали «Квартиры»: все предложения по одной квартире собраны в одну карточку, чтобы можно было сразу выбрать вариант дешевле. Похожий принцип действует на Яндекс Маркете.
Что обновления в поиске Яндекса принесут пользователям и владельцам сайтов
Пользователи экономят время
Последние обновления поиска Яндекса позволяют пользователям быстрее получать развернутые ответы и создавать контент непосредственно в выдаче, не переходя по ссылкам даже из топ-10, не говоря уже о второй и третьей страницах поиска. Предупреждение о том, что ответ может быть недостоверным, отпугнет немногих.
Вертикали дают возможность быстро и наглядно сравнить условия по финансовым продуктам, подобрать недвижимость и выбрать товары прямо в приложении Яндекс с Алисой, опять же не обращаясь к поиску.
Владельцы информационных сайтов теряют трафик
У владельцев информационных сайтов остается всё меньше шансов привлечь трафик по how-to и подобным запросам. Пока в ответах Алисы еще есть заметные ссылки на источники, по которым могут перейти самые пытливые пользователи:
Владельцам информационных сайтов стоит прорабатывать семантику, создавать достоверный структурированный контент и внедрять микроразметку, чтобы AI алгоритму Яндекса было проще найти ответ и дать ссылку на источник.
E-commerce нужно попасть в вертикаль «Товары»
Про вертикали с квартирами и финансовыми услугами говорить не будем – крупный бизнес сам разберется, как взаимодействовать с алгоритмами Яндекса.
Интернет-магазинам и селлерам маркетплейсов стоит приложить все усилия, чтобы попасть в вертикаль «Товары». Достоверных данных о том, как это сделать, на момент публикации статьи нет. Судя по выдаче, работают стандартные рекомендации Яндекса для интернет-магазинов – проработанные карточки товаров, конкурентоспособные цены, высокий рейтинг по отзывам. Подробные статьи обо всех аспектах SEO для e-commerce – в специальной рубрике нашего блога.
Любым типам сайтов – информационным и коммерческим – важно находиться в топе по целевым поисковым запросам, так как в большинстве случаев Алиса формирует ответ именно на основе первых результатов выдачи. Быстро улучшить позиции в поиске Яндекса поможет SEO в PromoPult, протестировать его можно бесплатно в течение двух недель. Предоплата не нужна. По окончанию тестового периода оцените результаты и решите, продолжать ли продвижение дальше. Здесь мы регулярно публикуем кейсы с результатами в разных нишах. Регистрируйтесь в PromoPult, создавайте SEO-проект, и вам начислят бонусы на 2 недели бесплатного продвижения.