В Роспатент хлынули заявки на регистрацию новых брендов для свингерских вечеринок — 16.09.25 14:31
Возможность выбрать свингерские вечеринки для регистрации своего бренда внезапно появилась даже на сайте Госуслуг:
Что вообще происходит?
История уже затронула и известные бренды. «Олимпийский мишка заинтересовался свингерскими вечеринками?» — новость с таким заголовком недавно пролетела в Московском Комсомольце.
Я юрист по товарным знакам. Пока журналисты раздувают великую драму, давайте разберемся, что происходит на самом деле.
Давайте посмотрим вот что:
— как на практике работают сегодня товарные знаки в России (вкратце)
— откуда взялись эти самые вечеринки
— что сегодня стоит учитывать каждому, кто хочет стать владельцем собственного бренда
Коротко: как сегодня работают товарные знаки в России
Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.
Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.
Сегодня в России охраняется больше 950 000 товарных знаков, и каждый год подают на регистрацию еще 130-140 тысяч. Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.
Санкции за использование чужого бренда немаленькие:
-
взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)
-
штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)
-
конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)
-
блокировка товаров на маркетплейсах, в интернет-магазинах и соцсетях
-
иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)
Предприниматели и компании регистрируют товарные знаки для того, чтобы получить монопольное право на свои названия и логотипы, и не дать получить его другим.
Пару лет назад возможность стать владельцем собственного бренда появилась и у самозанятых, и даже у обычных людей без какого либо делового статуса.
Как устроен товарный знак: два главных элемента
У каждого товарного знака есть две главных составляющих:
-
обозначение
-
перечень товаров и услуг
Обозначение — это то, ЧТО регистрируется как знак. Название, логотип, этикетка, а иногда даже голограмма или цвет.
Практически все, что может выделить товар на рынке, может стать товарным знаком. Если только не нарушает требования закона и не слишком похоже на уже существующие знаки.
Перечень товаров и услуг — это то, НА ЧТО регистрируется знак. Услуги кафе, разработка сайтов, кроссовки или аккумуляторы — да всё, что угодно.
Товарный знак защищает не просто само по себе название, а использование этого названия в бизнесе для конкретных товаров и услуг.
Так выглядит обозначение и перечень в Реестре товарных знаков Роспатента
Откуда в заявках на товарные знаки появились свингерские вечеринки
Практически все существующие товары и услуги собраны в Международном классификаторе товаров и услуг — МКТУ.
МКТУ делит товары и услуги на 45 классов — одежда, образование, общественное питание и так далее. Каждый, кто хочет зарегистрировать свой бренд, выбирает нужные классы и конкретные товары по этому самому справочнику.
Сегодня к системе МКТУ (Ниццкое соглашение) присоединилось больше 90 стран, в том числе и Россия — еще в 1971 году.
Каждый год в мире появляются новые виды товаров. МКТУ тоже не стоит на месте и ежегодно обновляется.
Обновлением МКТУ занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — это международная организация с главным офисом в Женеве.
В августе 2025 года МКТУ снова обновили.
Помимо умных чемоданов и роботов-гуманоидов в список товаров и услуг попала и та самая «организация свингерских вечеринок».
После перевода обновленного перечня МКТУ на русский язык, «организация свингерских вечеринок» пришла как вид услуг и к нам в Россию. И в том числе, попала на Госуслуги.
Что будет дальше с заявками на свингерские вечеринки
Ниццкое соглашение по МКТУ — это важное международное соглашение. Наша страна, как и все остальные, не могут отказаться от какого-то вида товара, даже если он нам не особо нравится.
C другой стороны, у Роспатента есть больше 15 оснований для отказа в регистрации бренда.
Одно из них — противоречие общественным интересам и нормам морали.
В ходе экспертизы Роспатент проверяет не только название или логотип из заявки, но и перечень товаров и услуг.
Например, Роспатент уже отказывал в регистрации товарного знака «Исповедальная» на водку. В регистрации знака «Веселая история» на услуги похоронного бюро тоже откажут.
Так и здесь: заявкам на «свингерские вечеринки» попросту будут отказывать в регистрации по причине противоречия нормам морали.
То есть из справочника их не уберут, но и знаки на них регистрировать не будут.
К слову, в заявке на Олимпийского мишку «свингерских вечеринок» сейчас уже нет.
Почему эта история касается почти каждого, кто хочет стать владельцем своего бренда
Казалось бы, ну кто в здравом уме будет пытаться зарегистрировать «Веселая история» для похоронного бюро или подавать заявку на «свингерские вечеринки»? Зачем вообще про это говорить?
А вот.
Дело в том, что в нашей стране принято подавать заявки не на отдельные виды товаров, а целиком на все позиции из нужного класса МКТУ.
Например, если компания занимается репетиторскими услугами, она выберет для регистрации целиком весь 41 класс МКТУ, связанный с образованием и мероприятиями.
Так сложилось, потому что есть страны, где госпошлина платится за каждый отдельный товар в перечне. У нас же пошлина платится не за товар, а за класс.
А сколько товаров внутри класса, один или сто — уже не важно. Поэтому многие добавляют весь перечень товаров из конкретного класса к себе в заявку.
В итоге перечень в заявке выглядит вот так:
Это большой, но не самый большой перечень, который мне доводилось видеть. Бывает еще в 3-4 раза больше.
Получается, у тех предпринимателей и юристов, которые не вычитывают свои перечни, так и попадают в них какие-нибудь странные позиции типа «выпуска голубей», или те же «свингерские вечеринки», про которые потом пишут в новостях.
Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.
3 главных совета для тех, кто хочет стать владельцем собственного бренда
На первый взгляд может показаться, что выбор товаров — это элементарное дело. Открыл МКТУ, классов накидал — готово.
На деле это не так. МКТУ — это только вспомогательный справочник. И «классовое мышление» в этом случае может круто навредить итоговой регистрации.
Вот три базовых совета на эту тему, на тот случай, если когда-нибудь соберетесь регистрировать собственный бренд.
Выбирайте товары с учетом перспективы. «Расширить» перечень товаров после регистрации знака уже нельзя. Если вы зарегистрировали знак на кафе, а потом вспомнили, что у вас будут еще и кулинарные мастер-классы — придется проходить регистрацию заново, снова платить и ждать экспертизу.
Проверяйте в перечне ваши продукты. Помню историю, как одна женщина хотела зарегистрировать знак на музыкальную школу, а горе-юрист получил регистрацию только на услуги по аренде аквариумов и ничего не сказал ей об этом. В итоге знака у нее словно и не было. А надо было, чтобы в ее перечне было конкретно прописаны виды товаров-услуг, которые она продает.
Убирайте из перечня мешающие товары и услуги. Даже случайное попадание каких-нибудь «свингерских вечеринок» в перечень может сильно осложнить и затянуть регистрацию товарного знака.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если в принципе тема интеллектуальных прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.
________________________________
И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:
Сначала они требовали с нас 200 000 рублей, потом 5 000 000, а на суде смеялись нам в лицо
Они зарегистрировали на себя наше название, а потом потребовали с нас 4 000 000 рублей, угрожая судом и полицией. Вот что было дальше
Просто жесть: что было в конверте, который пришел нам из украинского суда
Как доказать, что ты — автор. Исчерпывающая подборка бесплатных реально работающих инструментов
Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав