AI SEO в 2025: 5 шагов к видимости бренда в поиске нового поколения
Даже если вы до сих пор относитесь к нейросетям как к игрушке и игнорируете их, нейросети не игнорируют вас. Прямо сейчас ChatGPT, Claude, DeepSeek, YandexGPT формируют репутацию вашего бренда. Они решают, нужно ли рассказывать пользователям о вашей компании, и если да, то в каком ключе. Если пустить этот процесс на самотек, вы не получите трафик, которые могли бы получить, – и это в лучшем случае. В худшем – ответы ИИ могут навредить репутации бренда.
В этой статье мы дадим основы AI SEO (GEO) – продвижения в нейросетях. Объясним, как за 5 шагов поднять видимость компании и показать свой бренд с лучшей стороны в LLM (больших языковых моделях).
Зачем мне AI SEO (GEO)?
По данным «СберМаркетинга», 55% интернет-пользователей России пользуются генеративными нейросетями. Почти 70% тех, кто освоил текстовые функции нейросетей, рассматривают их как инструмент для решения практических задач.
Люди вводят в нейросети информационные запросы: просят ИИ подготовить доклад, написать пост, пересказать книгу, ответить на вопрос. Часто нейросетям задают коммерческие промпты, например:
-
Где лучше застраховать квартиру в Москве? Назови 5 лучших компаний.
-
Собери информацию о строительной компании X. Проанализируй отзывы. Расскажи о плюсах и минусах.
-
Найди лучшие российские программы онлайн-обучения интернет-маркетингу. Выбери программы, которые длятся не больше 6 месяцев и которые можно совмещать с работой.
Для компании попасть в такой обзор – отличный шанс получить новых клиентов.
Ответ Perplexity
Одновременно с ростом популярности LLM идет обратный процесс: люди стали реже обращаться к поисковым системам. И даже если они вводят запросы в Яндекс или Google, сначала читают нейроответ.
AI-ответ выводится на нулевой позиции в отдельном окне. В Google его генерирует модель Gemini, в Яндексе – нейросеть YandexGPT.
Исследование Ahrefs показало, что если в выдаче есть нейроответ, показатель кликабельности (CTR) для топовых страниц снижается на 34,5%. Люди реже кликают на сайты в поисковой выдаче.
Трафик из традиционного поиска перетекает в нейросети. А значит, компаниям нужно быть там, где «живет» их аудитория.
Цель AI SEO (GEO) в том, чтобы ваш контент стал источником ответа нейросети и чтобы ваш бренд чаще упоминался в положительной тональности.
Как это работает на продвижение:
-
Яндекс и Google используют контент сайта компании для короткого ответа. Пользователи читают его и могут перейти по ссылке, чтобы узнать подробности. Но даже если они не кликают, все равно видят название бренда, что повышает его известность.
-
LLM: ChatGPT, Claude, DeepSeek, YandexGPT, Perplexity, Qwen – могут функционировать в режиме интернет-поиска. Если они включают контент компании в свой ответ, то дают на него ссылку. Это тоже работает на продвижение.
-
Нейросети включают бренд в обзор или рейтинг по коммерческому промпту. Исследование показало, что такие ответы резко повышают доверие пользователей к компании и продукту.
Расскажем, какие шаги нужно предпринять, чтобы сформировать правильный цифровой образ компании и понравиться искусственному интеллекту.
Шаг 1. Проведите SEO сайта
Как правило, LLM берут информацию из двух источников: из собственной базы данных, на которой ее обучали, и из интернета.
Если страницы нет в индексе поисковых систем, нейросеть ее не увидит. Если страница проиндексирована, но ее позиции в выдаче слабые, у нее мало шансов попасть в нейроответы. Проведите классическую оптимизацию сайта для поисковых систем.
Если сайт хорошо ранжируется в поиске, он, вероятно, также находится в пуле для поиска LLM.
Нейросетям нравится многое из того, что нравится поисковикам. Для продвижения и в поисковых, и в генеративных системах важны:
-
техническая оптимизация;
-
высокая скорость загрузки страниц;
-
корректное отображение на мобильных;
-
четкая структура;
-
микроразметка;
-
правильные файлы robots.txt и sitemap.xml;
-
удобство для пользователя (UX/UI)
и многое другое.
Продвигайте сайт в поисковых системах – и бонусом получите продвижение в AI. GEO не заменяет SEO, а трансформирует и дополняет.
Шаг 2. Добавьте экспертный контент
Уникальный, полезный, экспертный контент помогает выйти в нулевую выдачу ПС и в ответы AI-чатов. Генеративные модели оценивают достоверность и надежность источника. Они доверяют известным сайтам, текстам от экспертов, утверждениям, которые подтверждены фактами.
Структурируйте контент. ИИ, в отличие от поисковых систем, не ищут ключевые слова. Они работают со смысловыми фрагментами – выбирают те из них, которые максимально соответствуют промпту. Если из текста легко вычленить объяснение термина, список, пошаговую инструкцию, это облегчает работу ИИ.
Чтобы помочь генеративным моделям понять ваш текст, структурируйте и форматируйте его: используйте систему заголовков (H1–H4), списки, иллюстрации, схемы, короткие блоки «Вопрос–ответ».
Еще несколько принципов работы с текстом, которые выявили исследователи:
-
Добавляйте цитаты, ссылайтесь на авторитетные источники.
-
Используйте цифры и статистику.
-
Текст должен быть понятным и легким. Не перегружайте его канцеляризмами и сложным синтаксисом.
-
Не используйте сленг и сниженную лексику.
-
Для запросов, которые требуют «продвинутой» информации, генеративные движки выбирают нишевый контент с профессиональной терминологией. Если текст предназначен не для профи, а для массовой аудитории, термины тоже можно использовать, но их нужно объяснять.
Шаг 3 Расширяйте присутствие в медиаполе
Публикации в авторитетных СМИ, на профессиональных площадках поднимают авторитет бренда в глазах генеративных моделей. Например, если вы руководитель строительного холдинга, дайте комментарий Forbes Russia о перспективах отрасли, а порталу Дом.рф – о ценах на недвижимость.
Ведите соцсети, блоги на видеохостингах и авторитетных платформах: vc.ru, РБК Компании, Biz360.ru и других. Выступайте в качестве эксперта на ТВ, участвуйте в профессиональных конференциях и подкастах.
Победы в отраслевых конкурсах и рейтингах – это не просто диплом на стену, а рост известности и баллы к репутации, в том числе для нейросетей.
Если вы описали в своем блоге успешный кейс, попали в СМИ как спонсор экологической акции или организатор отраслевой конференции, это тоже добавляет баллов в цифровую репутацию.
Шаг 4. Выстраивайте репутацию бренда
Выстраивайте в сети полный, подробный, непротиворечивый портрет бренда. Если информации о вас слишком мало, нейросеть может заполнить белые пятна по своему усмотрению – придумать недостающие сведения. Это явление называется «галлюцинации». Их трудно выявить: галлюцинации обычно звучат так же грамотно, убедительно и логично, как доказанные факты.
Чтобы составить портрет компании, нейросети пользуются не только парадной информацией на вашем сайте. Они ищут (и находят) цифровые следы, о которых можете не знать даже вы сами. Старые конфликты, суды, негативные отзывы – интернет все помнит.
Риск в том, что ИИ может дрейфовать в сторону негатива, если он подан выпукло и ярко. Например, если у компании 60% позитивных откликов, 25% нейтральных и 15% негативных, ИИ может непропорционально подчеркнуть негатив.
Чтобы этого избежать, по возможности удаляйте несправедливые негативные отзывы, комментарии, статьи о компании.
Вытесняйте негатив положительной информацией. Стимулируйте клиентов оставлять позитивные отзывы.
Шаг 5. Автоматизируйте и делегируйте продвижение
Вы можете вручную проверить, что говорят о вас нейросети: ввести промпты в несколько LLM и увидеть (или не увидеть) там свою компанию. Но такое мини-исследование не будет репрезентативным:
-
Нейросетей много, они работают по-разному и дают разные ответы.
-
Высокая вариативность ответов даже внутри одной генеративной сети. ИИ может дать разные ответы разным пользователям в ответ на один и тот же промпт.
-
Промптов, по которым может выводиться в ответах ваша компания, – десятки, сложно вручную перебрать их все. Тем более что единой базы промптов (по аналогии с базой ключей в Вордстат Яндекс) не существует.
-
Если нейросеть использует поиск, результаты постоянно меняются, потому что меняется выдача и активность конкурентов. Сегодня один ответ – завтра уже другой.
Чтобы получить объективную картину и отслеживать динамику, нужен автоматический сервис. И мы в «Пиксель Плюс» его сделали.
Инструмент «Анализ конкурентов в нейросетевой выдаче» от «Пиксель Тулс»:
- Предлагает десятки вариантов промптов для мониторинга.
- Подсчитывает видимость компании в нейросетях – насколько часто AI упоминают ваш бренд.
- Оценивает тональность упоминаний (положительная, нейтральная или отрицательная).
- Показывает основных конкурентов в AI-поиске.
- Дает рекомендации по продвижению. Например, подсказывает, как именно нужно улучшить контент.
- Запоминает результаты и визуализирует изменения: строит графики видимости, отражает изменения тональности, выявляет аномалии и тренды.
А если вы хотите попасть в ответы нейросетей, но у вас нет времени/свободных рук/навыков, тогда мы все сделаем за вас. У «Пиксель Плюс» появилась новая услуга – AI SEO (GEO). Проанализируем вашу нишу и бренд в контексте ИИ-поиска и проведем комплексное продвижение по трем направлениям:
- Цитируемость бренда и сайта. Повышаем упоминания вашего бренда в авторитетных источниках, на которых обучаются нейросети.
- Цифровая репутация бренда. Формируем позитивный портрет компании в ответах нейросетей.
- Классическое SEO для источников ИИ. Оптимизируем ваш сайт для Google, Яндекс, Bing, которые поставляют данные нейросетям.
В результате ChatGPT, Алиса, Gemini, DeepSeek и другие ИИ-системы чаще включают ваш бренд и ваш контент в свои ответы. Первые заметные результаты – уже через 2 месяца после старта.
Напишите или позвоните нам, чтобы защитить и усилить присутствие бренда в нейросетях.
Оригинал статьи на SEOnews