Вложили в фуд-холл почти 36 млн рублей, проработали шесть месяцев и закрылись с убытком в 25 млн - Новости о поисковых системах, SEO и интернет-маркетинге
Интернет и медиа

Вложили в фуд-холл почти 36 млн рублей, проработали шесть месяцев и закрылись с убытком в 25 млн

Когда поняли, что без рекламы не обойтись, наняли человека — маркетолога, который «на словах был Лев Толстой, а на деле…» Ему в помощники дали двух сотрудников. Эти вообще не шарили в маркетинге.

Вложили в фуд-холл почти 36 млн рублей, проработали шесть месяцев и закрылись с убытком в 25 млн

Рандомное изображение взятое из интернета

Привет! Меня зовут Николай Дюба. Я бывший предприниматель, совершивший кучу ошибок. Теперь рассказываю о реальностях в бизнесе, чтобы вы не повторяли моих и чужих ошибок.

А ещё собираю базу знаний для предпринимателей в своём Телеграм-канале. Подписывайся, там реально полезный контент о бизнесе, а не все эти «успешные успехи» инфоцыган.

В этом посте собрал ошибки управляющей компании, которая в 2019 году открыла фуд-холл, но не смогла его раскрутить, «отдав» бизнес в управление ТРК, где он был расположен.

Дисклеймер: название компании и ТРК не называю, так как у меня ещё действует NDA (соглашение о неразглашении конфиденциальной информации) со одной из сторон.

В феврале 2019 года мы арендовали за 1,5 млн рублей в Москве помещение площадью 1300 кв. м на первом этаже Торгово-развлекательного комплекса, который располагался буквально в 120 метрах от метро.

Задумка нашего проекта была следующая — сделать в помещении ремонт, после чего около 600 метров зонировать под зону фуд-холла с корнерами разных кухонь мира, 400 метров выделить под небольшой гастрорынок с фермерскими продуктами, а оставшиеся 300 отвести под зону общего пользования — проходы, склады, помещение под рубку мяса, санузлы, технические помещения и прочее.

Далее продать часть или весь бизнес как проект готового субарендного бизнеса с окупаемостью от 2,5 до 3 лет.

Опыт в строительстве и управлении фудкортом, а также гастрономических пространств у нашей команды был, поэтому такая концепция родилась не спонтанно, мы знали, что и как надо делать и какие риски на себя берём.

Но, как это обычно бывает, переоценили свои силы.

В ремонт, оборудование и мебель (столы, стулья, барные стойки для зоны фудкорта и прочие мелочи) мы вложили примерно 24,7 млн рублей. Ещё 1,5 млн рублей ушло на решение различных административных и технических вопросов.

В итоге первоначальные инвестиции на подготовку помещения составили примерно 26,2 млн рублей + 3 млн рублей ушло на оплату первого месяца аренды и депозита.

В последующие шесть месяцев на поддержание работы проекта компания вложила:

  • 6 млн рублей на аренду помещения;

  • около 350 000 рублей на маркетинг;

  • 420 000 рублей ушло на выплаты агентского вознаграждения риэлторам;

  • в районе 270 000 рублей были довложения в оплату за коммунальные услуги и техническое обслуживание объекта.

Итого в проект было вложено порядка 36 240 000 рублей, из которых вернуть удалось лишь 11 400 000.

Чистый убыток за 6 месяцев работы проекта составил 24 840 000 рублей.

Теперь рассказываю об ошибках, которые допустила команда проекта.

Вложили в фуд-холл почти 36 млн рублей, проработали шесть месяцев и закрылись с убытком в 25 млн

Рандомное изображение взятое из интернета

Ошибка 1. Маркетинг

У нашего руководства почему-то была уверенность, что раскрутка фуд-холла произойдет само собой — люди увидят вывески с названием корнеров на здании ТРК и с раскрытыми ртами повалят поглощать вьетнамскую, японскую и прочие заморские кухни.

Так у нас сработало на предыдущем проекте, потому как там был ребрендинг уже существующего фудкорта в ТЦ, где сформировалась своя постоянная клиентура.

Но здесь такой подход не сработал.

Когда поняли, что без рекламы не обойтись, наняли человека — маркетолога, который «на словах был Лев Толстой, а на деле…» Ему в помощники дали двух сотрудников. Эти вообще не шарили в маркетинге.

В общем, получилась такая маркетинговая команда из «1,5 землекопа», которую распустили уже через два месяца. И это вместо того, чтобы на такой проект нанять реальных профессионалов, имеющих опыт в раскрутке подобных проектов, связи в СМИ и так далее.

Кстати, из тех 350 000 рублей, которые вложили в маркетинг, почти 60% ушло на содержание этой команды. Остальное размазалось между рекламой в местных пабликах и изготовлением и раздачей листовок возле метро, а ещё провели один мастер-класс по приготовлению грузинских блюд.

Ошибка 2. Целевая аудитория (ЦА)

Хоть помещение располагалось в прямой видимости от метро, имело большой витринный фасад и прочие прелести, основной трафик, который направлялся в сторону метро и из него, проходил в метрах 50-60 от входа в здание.

На стороне метро располагался торговый центр, где была зона фудкорта. Естественно, вся наша ЦА тусовалась там, и менять место своей постоянной тусовки они не спешили.

Почему?

Потому как формат нашего фуд-холла предполагал лишь употребление пищи, без каких-либо дополнительных развлечений и ценностей. Это как столовая, куда можно прийти покушать, и на этом всё — больше там делать нечего.

Из этого вытекала третья ошибка.

Ошибка 3. Отсутствие интересной концепции

На тот момент в Москве уже действовали несколько успешных проектов фуд-холлов, которые привлекали к себе не только жителей того района, где они располагались, но и публику почти из всей Москвы.

Наш же проект больше походил на районный фуд-холл, в который должны были приходить местные жители и случайные прохожие, в чьё поле зрения попали рекламные вывески.

Но этого трафика не хватало, чтобы получать не то что прибыль, а покрывать текущие операционные расходы.

Сначала мы ориентировались на молодежь, так как фуд-холлы с разными кухнями мира были тогда в тренде. Но эту аудиторию проект не заинтересовал.

Потом мы стали ориентироваться на семьи с детьми. Но здесь тоже оказались в пролете, так как внутренняя инфраструктура проекта была вообще не в тему семьи — не было детских площадок/комнат, у корнеров не было детского меню, не было корнеров с детским форматом, не было вообще никаких развлечений для детей.

В общем, как я писал выше — мы были очень дорогой столовой без интересной концепции, куда можно было прийти покушать, но интересно провести время было невозможно.

Ошибка 4. Высокие субарендные ставки

Вложили в фуд-холл почти 36 млн рублей, проработали шесть месяцев и закрылись с убытком в 25 млн

Рандомное изображение взятое из интернета

Так как задача компании была дальнейшая продажа проекта как готового бизнеса, то субарендные ставки по некоторым площадям были очень высокими.

Например, 1 кв. м площади в зоне под корнеры нам обходился около 4000 рублей за 1 кв. м. — это с учетом полезной площади всего объекта. Для субарендатора этот квадратный метр мог стоить уже от 10 000 до 15 000 рублей. В среднем корнеры брали от 15 до 25 кв. м.

Естественно, что отсутствие клиентуры заставляло владельцев корнеров пересматривать финансовые модели своих проектов, и буквально через месяц-полтора они начали просить существенное снижение субарендной ставки, на что наше руководство не могло пойти, так как финмодель тогда уже ломалась у нас.

Получался такой замкнутый круг, который в итоге привел к тому, что часть субарендаторов просто закрылись. А когда у нового проекта происходит такой процесс — можно ставить на нём крест, так как для следующих субарендаторов это будет «красный флажок».

Ошибка 5. Гастрорынок был никому не нужен

Изначально мы планировали привлекать в гастрорынок исключительно премиум-форматы, но у нас была не их ЦА. Вся их ЦА ходила в близлежащие «ВкусВилл» и «Азбуку Вкуса».

Потом мы начали заселять рынок средним сегментом, но даже этот формат не особо стремился занять своё место.

Причина была проста — отсутствие нужного трафика внутри ТРК. На трафик около метро никто из субарендаторов не обращал внимания — ведь его ещё надо привлечь. Все смотрели на трафик в трёх метрах от входа в ТРК и внутри помещения.

Гастрорынок нам удалось заполнить лишь на 30–35%, а зону фуд-холла — на 50–60%.

В итоге почти через шесть месяцев работы мы были вынуждены закрыть проект и расторгнуть договор аренды, передав фуд-холл в управление ТРК.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Если интересно узнавать изнанку разных бизнесов, подписывайся на мой Телеграм-канал — здесь я публикую реальные истории предпринимателей, разбираю ошибки (свои и чужие) в бизнесе, собираю много полезной информации для предпринимателей и фрилансеров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»