«Госдума ЗАПРЕЩАЕТ английский язык» — что происходит на самом деле
На днях по новостям разлетелись посты про запрет иностранных слов на вывесках и в любой рекламе:
Типичная ахинея в тг-паблике на 1млн+ человек.
Меня как юриста трясет от журналистов, которые пишут глупости не разобравшись. Да, изменения есть, но речь совсем о другом.
Я три года слежу за этим законопроектом. Давайте расскажу, что там реально происходит, как это повлияет на нас с вами, и в чем там главный и самый интересный подвох.
Откуда взялась история с запретом иностранных слов в рекламе и на вывесках
Запрет латиницы варится в Госдуме с 2022 года. Там несколько законопроектов, и в начале этого года я подробно рассказывал о них у нас на Пикабу.
Для ЛЛ: по мнению авторов законопроект нужен, чтобы защитить русский язык и ограничить англицизмы в рекламе. Несколько регионов еще в 2024 году приняли такие правила у себя внутри, а в январе 2025 в Госдуме анонсировали рассмотрение законопроекта «в приоритетном порядке».
Так и произошло. За полгода законопроект пролетел все три чтения и теперь уже принят Госдумой.
Что будет дальше
Вот краткий обзор будущих изменений:
1. Надписи на вывесках должны быть на русском языке. Или на иностранном, но тогда нужно будет дублировать переводом на русский
2. Дублированный текст на русском должен быть тем же шрифтом, что и на иностранном
3. Та же история и со всей рекламой, в том числе и в интернете. Если там есть иностранные слова — или убирать, или дополнять переводом
4. Запрет не коснется тех, у кого зарегистрирован товарный знак в Роспатенте. Если твой бренд уже зарегистрирован на латинице, дублировать на русском не надо
5. Закон вступит в силу с 1 марта 2026 года. До этого времени есть время поменять вывески, названия, или зарегистрировать свой товарный знак. Или оставить все как есть, если он итак уже на русском
В итоге с улиц и из интернета пропадут дурные использования англицизмов там, где это ничем не обосновано — всякие «sale» и «open» поменяют на «распродажа» и «открыто».
Еще запретят называть иностранными словами жилищные комплексы — всякие «Golden Hills Luxury Superior Apartments» канут в Лету вместе со своим «премиальным» маркетингом, базирующемся на отказе от русского языка.
Штрафы до 500 000 рублей: чем грозит принятие нового закона
Под действие закона попадают вообще все предприниматели и компании. Ну если только не брать тех, у кого вообще нет никакой рекламы, даже в интернете.
Отдельных штрафов за иностранные слова не вводят, будут использовать уже существующие «ставки».
Ответственность за нарушение закона «О рекламе» для юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ). К ней скорее всего и привяжут нарушения нового закона.
Исключение из новых правил — для владельцев товарных знаков
Товарные знаки («торговые марки») — это обозначения, зарегистрированные в Роспатенте. Чаще всего так регистрируют названия компаний и товаров, логотипы, слоганы, имена и домены.
Вот суть исключений из нового закона для правообладателей собственных брендов:
1. Владельцам знаков можно будет продолжать использовать свои бренды, даже если это бренд на английском языке или каком-то другом
2. Уже зарегистрированные на иностранном языке знаки никто аннулировать не будет
3. Новые знаки на иностранных языках регистрировать будет можно
4. Одна лишь поданная на регистрацию заявка в Роспатент прав использовать бренд не даст. Нужна будет именно состоявшаяся регистрация.
Подробнее про товарные знаки, что это такое и зачем они нужны, я рассказывал в отдельной статье на Пикабу: «Теперь любой человек может зарегистрировать на себя собственный товарный знак».
А какие слова вообще считать русскими?
«Коворкинг», «онлайн» и «дисконт» — это русские слова с точки зрения будущего закона, или нет?
Это и есть самый главный подвох нового законопроекта. Если в первых вариациях речь шла про запрет латиницы, то сейчас речь идет про запрет иностранных слов.
И даже если иностранное слово написано кириллицей — это не делает его «неиностранным».
Кто устанавливает, какие слова иностранные, а какие нет? По поручению Правительства этим занимается Институт русского языка.
На сайте Института уже опубликованы четыре нормативные словаря. И если условного «коворкинга» в словаре нет, значит это слово — иностранное. Со всеми вытекающими.
Ради интереса можете зайти и проверить, есть ли там «митап», «дейлик» или какое-нибудь другое англоязычное слово, которое вы терпеть не можете.
Как бизнесу подготовиться к изменениям, чтобы не попасть на штрафы
Что делать предпринимателям, у которых названия компаний, товаров или слоганы на иностранном языке? Есть два варианта.
Первый: заменить иностранные слова на русские. Например, вместо «sale» написать «скидка». Скорее всего, клиенты даже не заметят разницы.
Этот вариант подойдет для слов, которые используются в рекламе, но не являются названием бренда.
Второй: если конкретное название бренда для вас важно и вы не хотите его менять – зарегистрируйте его как товарный знак в Роспатенте. Тогда вы попадете в зону исключений из этого закона.
Да и в целом, если вкладываете силы и деньги в развитие бренда, стоит сделать так, чтобы юридически этот бренд принадлежал вам, а не кому-то другому.
Если же название для вас не так важно и вы готовы сменить его на русское — так тоже можно.
Только при смене названия проверьте, не является ли «ваше» название чужим давно зарегистрированным знаком.
Всё-таки у нас в стране уже больше 950 000 знаков, и каждый год появляется еще 140-150 тысяч. Попасть на чужой знак легко, а ответственность за нарушение прав — до пяти миллионов рублей, а иногда и больше.
Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.
Если в принципе тема авторских прав, патентов и знаков «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Недавно публиковал в канале небольшую авторскую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах» — заходите, если интересно.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, по регистрации товарных знаков проверить-посмотреть, или по судам — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf
И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:
Как доказать, что ты — автор. Исчерпывающая подборка бесплатных реально работающих инструментов
«Мем смешной, ситуация страшная»: как человек получил судебный иск на 5 000 000 рублей за настольную игру про мемы
Наглость без границ: американцы атаковали нас судебным иском на 6 000 000 рублей
Они зарегистрировали на себя наше название, а потом потребовали с нас 4 000 000 рублей, угрожая судом и полицией. Вот что было дальше
Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав
И напоследок шутейка в тему:
(Источник шутейки)