Сначала они требовали с нас 200 000 рублей, потом 5 000 000, а на суде смеялись нам в лицо
«Или вы платите мне 200 000 рублей, или весь ваш товар будет уничтожен» — с такого ультиматума началось утро женщины, которая просто продавала пижамы на Вайлдберрис.
Откуда такая претензия? Это был патентный тролль.
Наверняка вы слышали про них: компании, которые ничего не производят, а только регистрируют на себя бренды в Роспатенте, чтобы судиться со всеми подряд.
Вот и нас угораздило попасть в такую историю. Многие в такой ситуации смиряются и платят. Мы платить отказались. И началась настоящая юридическая война.
Мы прошли эту войну до конца, и теперь я готов рассказать, на чем сегодня реально зарабатывают патентные тролли и что делать, если иск от них получите вы.
Если у вас уже есть свое дело, или может быть когда-нибудь появится — это одна из тех историй, которые точно стоит знать заранее.
Давайте как юрист по товарным знакам сначала расскажу в двух словах о том, как вообще работают эти знаки и кто такие патентные тролли — а потом саму историю.
Как теряют миллионы на использовании чужих брендов
Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.
Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.
Сегодня в России охраняется больше 950 000 товарных знаков, и каждый год подают на регистрацию еще 130-140 тысяч. Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.
Набор санкций за использование чужого бренда такой, что иногда может довести и до банкротства:
-
взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)
-
штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)
-
конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)
-
иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)
Главное правило: судам и госорганам абсолютно все равно, знал нарушитель о чужом товарном знаке или нет.
«Я не знал, что этот бренд зарегистрирован в Роспатенте» — это самая расхожая фраза в делах по товарным знакам. Суды непреклонны: знал или не знал — неважно, плати компенсацию. Даже за случайное использование чужого или просто очень похожего названия могут взыскать миллионы.
Возможностью получить эти деньги пользуются не только настоящие правообладатели. Лучше всех о ней знают патентные тролли.
На чем зарабатывают патентные тролли
Строго говоря, российские «патентные тролли» не совсем «патентные». Это в Америке они патентуют технологии и зарабатывают на этом. В России же тролли по патентам практически не работают.
Наше троллье «специализируется» на товарных знаках — правах на бренды. Вот три типичные схемы отечественных троллей.
1. Зарегистрировать на себя расхожее название и пойти трясти деньги с тех кто его использует
Суть схематоза: тролль регистрирует или перекупает права на название типа «Баланс», «Сириус» или «Бастион». Дальше под угрозой судебной расправы требует деньги с других «Бастионов».
Смешными и нелепыми такие требования кажутся только тем, кто не видел такие суды: например, как с магазина «1000 мелочей» взыскали 10 000 000 рублей за сходство с знаком «Сто тысяч мелочей». Смешного мало.
2. Зарегистрировать на себя название конкретной компании и прицельно ее «отработать»
Свою историю с таким сюжетом я уже рассказывал: одна компания зарегистрировала на себя название «ВоллиТолли» и потом пришла к ООО «Волли Толли» — мол, или вы платите нам четыре миллиона рублей по-хорошему, или мы идем в суд и полицию, и получаем с вас пять.
Некоторые тролли зарабатывают именно так: высматривают перспективную компанию, не успевшую зарегистрировать свой бренд, регистрируют его на себя, а потом приходят с претензиями.
3. Зарегистрировать на себя иностранный бренд и пойти трясти деньги с дистрибьюторов
Товарные знаки действуют территориально: китайские — в Китае, российские в России. Часто бывает так: китайский бренд зарегистрирован в Китае, в России — нет, а товары этого бренда в Россию завозят.
Что делает тролль: он регистрирует китайский бренд на себя в России и под угрозой блокировок и конфискаций обкладывает «данью» всех предпринимателей, которые возят товары этого бренда в Россию.
Кто конкретно стоит за патентным троллингом в России
Мы называем их «патентные тролли». Наши суды вежливо называют их «непрактикующие правообладатели». Мол, знаков нарегистрировали, а в реальном бизнесе их не используют.
Если вы получили претензию или иск за товарный знак (торговую марку, бренд) от кого-то из этого списка — да, это оно:
-
ООО «Торговый дом МИР-2000»
-
ООО «Новые технологии»
-
ЗАО «Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана «МИР»
-
ИП Ибатуллин А.В.
-
ИП Эрежеев А.Д.
Тысячи регистраций, сотни судебных дел — в реестрах судов и Роспатента можно найти много интересного об этих компаниях.
Почему патентные тролли всё еще живы
Казалось бы, ситуация не стоит и выеденного яйца: ну раз суды знают троллей, то просто пусть отказывают им в исках и всё.
Но не всё так просто.
Пока знак действует, суды обязаны его защищать и взыскивать деньги с нарушителей.
Патентные тролли меняют юрлица, имитируют бурную бизнес-деятельность, чтобы доказать «реальное» использование знака. В итоге судам иногда не остается ничего, кроме как взыскать компенсацию. Даже если все всё понимают.
Тролли запугивают предпринимателей блокировкой товаров, взысканием компенсации до пяти миллионов рублей, а иногда и уголовными делами. И эти угрозы не такие уж и пустые.
Но что, если не платить? Что, если бороться? Сегодняшняя история — как раз об этом.
Как продажа пижам на Wildberries привела к иску на 5 000 000 рублей
Место действия: Республика Калмыкия
Истец: Эрежеев А. Д.
Ответчик: Лилия З.
Предмет спора: товарный знак «XuanXuan»
Лилия занималась простым и понятным делом — продавала женские пижамы на Wildberries. Товар завозила из Китая, как это делают тысячи других продавцов. Искала качественный товар, продавала не втридорога — и дело ее шло в гору.
На некоторых товарах была этикетка с обозначением «XuanXuan». Была и была — в момент закупки товара никто и не подозревал, что это название может оказаться чужим товарным знаком.
А зря.
Однажды Лилия получила то самое письмо: досудебная претензия от некоего ИП Эрежеева А.Д. с требованием выплатить 200 000 рублей за нарушение его прав на товарный знак «XuanXuan».
Никаких расчетов, откуда взялась эта сумма. Просто «платите 200 тысяч, а то будет хуже». Отвечать на претензию Лилия не стала.
Многие предприниматели относятся к претензиям так: мол, не буду отвечать, авось забудут. Но так не бывает — суд для тролля это работа. А с тех, кто не отвечает на претензии, суд при прочих равных взыскивает компенсацию больше.
Эрежеев А.Д. не получил ответ на претензию и подал в суд. В иске он потребовал прекратить продажу, взыскать 200 000 рублей и поставить предпринимателя «на счетчик» — по 5 000 рублей за каждый день невыплаты компенсации.
Как мы защищались
Когда на тебя нападают по товарному знаку, защиту нужно строить не по одному аргументу, а по всем возможным. Чем больше, тем лучше.
Отзыв на иск с доказательствами занял несколько десятков страниц, вот главные аргументы:
-
Истец провел контрольную закупку ДО регистрации его знака в Роспатенте. То есть прав у него еще не было, а он уже «нарушение» обсчитывал
-
Истец подал иск не в тот суд — адрес ответчика давно был другой
-
У нас были основания для аннулирования его знака — и мы были готовы отстоять свою позицию в Роспатенте
-
Истец злоупотреблял правами — он не производил товары, зарегистрировал китайский бренд только ради того, чтобы наживаться на компенсациях, и тут же подал кучу исков к разным продавцам
-
Расчет компенсации в 200 000 рублей не был никак обоснован
Тонна доказательств, выдержек из судебной практики, обращение в Антимонопольную службу. Грамотный отзыв на иск так и делают.
Как думаете, что сделал истец, когда увидел все это в заседании?
Он рассмеялся нам в лицо. Полетели какие-то дурные издевки и подколки про юридическое образование и стаж. Хотя стажа так-то побольше, чем у него.
Было ощущение, словно человек чувствует свою полную безнаказанность. Как оказалось, это было только начало.
Новое требование: 5 000 000 рублей
Классическая механика троллей. Сначала он требует сравнительно небольшую сумму — 10-50-100 тысяч рублей. А потом увеличивает запрос в несколько десятков раз.
Знаете, зачем они так делают?
Расчет троллей такой: увидев претензию на небольшую сумму, человек может не будет сильно вдаваться в подробности дела. Не будет искать юриста именно по товарным знакам. Попробует ответить что-то сам, наворотит процессуальных ошибок, а потом тролль возьмет и внезапно увеличит требование. И противопоставить ему что-то будет уже поздно.
С другой стороны, тролли пытаются так экономить на госпошлине в суд. Мол, заплатил при подаче иска, потом увеличил требования, и судья может не запросить доплату госпошлины.
Вывод здесь простой: если вам пришла претензия от тролля даже на 50 тысяч рублей, всегда учитывайте, что завтра она может превратиться в миллионы.
Как шел суд: куча документов и десяток заседаний
Когда суд спросил, чем обоснована сумма в 5 000 000 рублей, представитель истца ухмыльнулся: «У нас по закону есть право требовать столько, а уж обосновывать эту сумму и решать взыскать ее или нет — это обязанность суда».
Судья чуть не поперхнулась: вообще-то в таких делах истец должен обосновать расчет компенсации с учетом всех факторов нарушения. Но тут товарищ решил не заморачиваться.
Дальше дело пошло примерно в том же ключе. Истец приносил свои документы, мы свои. Ответы на излете срока, какие-то мутные «доказательства» и чего только не — тролль пытался взять нас измором и хотел, чтобы мы вышли на мировое, заплатив ему деньги.
Однако, хитрый план тролля прервало итоговое решение суда
Что в итоге решил суд
Нам в итоге удалось добиться справедливости. Троллю отказали в иске в полном объеме.
Нервов и времени ушло много, но оно того стоило — и морально, и экономически. На суд ушло меньше денег, чем требовал тролль в самом начале, и теперь мы занимаемся тем, чтобы взыскать эти деньги с него.
Кому интересно почитать само решение — номер дела А22-6/2024.
Помните, как они смеялись над нами прямо в суде?
А вот на мой взгляд самая смешное в этой истории было лицо истца, когда суд практически прямо сказал: «Вы провели «контрольную закупку» раньше, чем зарегистрировали знак. Это как вообще понимать?»
Конечно, тролль попытался оспорить решение суда в апелляции. Но и там ему отказали.
Смеется тот, кто смеется последним.
Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.
Три главных вывода из этого дела для нас с вами
1. Если у вас уже есть или планируется свое дело — обязательно проверяйте права на названия и логотипы.
Сами проверьте, мне напишите — да как угодно. Главное только, чтобы не оказалось, что вы используете чужой знак или что-то слишком похожее. Компенсации взыскивают даже за похожие.
2. Если вы получили претензию за товарный знак, авторские права или патент — нужно отвечать.
Отсутствие своевременного ответа на претензию — это повод для судьи насчитать компенсацию побольше. Да и возможно, всего этого суда не было бы, если бы тролль получил ответ прямо на старте, еще на претензию, до иска. Ему сразу бы стало понятно, что с нами возиться не стоит и лучше заняться кем-то другим. Но когда он уже «вписался» в суд, ему пришлось идти до конца.
3. Против патентных троллей можно и нужно бороться.
С каждым годом судебная практика все больше и больше поворачивается к троллям не той стороной, которую им хотелось бы лицезреть. Если грамотно построить защиту, добиться отказа троллю в иске вполне реально.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если в принципе тема интеллектуальных прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.
И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:
Они зарегистрировали на себя наше название, а потом потребовали с нас 4 000 000 рублей, угрожая судом и полицией. Вот что было дальше
Как доказать, что ты — автор. Исчерпывающая подборка бесплатных реально работающих инструментов
Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав