Мошенники в Китае! Две истории обмана в сумме на $15000, как разводят продавцы с Alibaba из провинции Шаньдун
Живу в Китае. Занимаюсь логистикой. Расскажу, как один наш друг потерял $10000, пытаясь купить товар с Alibaba, а второй — $5000. Актуальные схемы мошенничества из Китая.
Такие темы поднимать непросто. Но нужно, чтобы предостеречь от неприятных финансовых потерь.
Вся ситуация происходила у меня на глазах. Я была слегка потрясена, когда стала понятна вся схема мошенничества. Расскажу подробно.
Участники событий
Малун — друг детства моего мужа.
Бек — казахстанский друг Малуна.
Dong — мой муж и друг Малуна.
Предыстория
Малун наш коллега. Он ведёт почти такой же логистический бизнес, как и мы.
В Казахстане у Малуна есть давний товарищ. Знакомы они давно. Его зовут Бек. Он помогает казахстанским клиентам оформлять заказы и доставлять товары из Китая.
Раньше Бек водил международный автобус по маршруту Алмата (Казахстан) — Урумчи (Китай), поэтому клиентов у него накопилось немало. Сейчас он переключился на помощь клиентам с заказами и отправкой грузов.
Поиск товара и оплата
Клиент Бека нашёл продавца на Alibaba и заказал партию стальных рулонов на $12500. Юридическое лицо китайской фирмы зарегистрировано в Гонконге. Это обычная практика.
Опыта закупки и доставки товара из Китая не было, поэтому клиент обратился к Беку за помощью. Бек прибавил к сумме свою комиссию в $500. Перевёл все деньги через SWIFT на офшорный счёт завода в Гонконге и стал ждать отправки товара.
Оплату производили не через платформу Alibaba. Потому что продавец не поддерживал онлайн-оплату и настаивал на прямом переводе.
В прямом платеже нет ничего необычного для Alibaba. При индивидуальных заказах промышленных товаров расчеты обычно идут без площадки. Мы очень часто работаем именно так с поставщиками с Alibaba.
Спустя неделю
Продавец что-то тянул с отгрузкой. Отвечал отрывками на сообщения и всё никак не отгружал товар. Так продолжалось дней десять.
В какой-то момент продавец, внезапно, заявил, что деньги поступили не в оговоренный контрактом срок и сырьё подорожало. Он несет издержки, а поэтому к общей сумме контракта нужно добавить ещё 50%.
Только в этом случае отгрузит товар.
Переговоры
Бек удивился. Хотел созвониться для разговора. Но продавец сообщил, что находится в Турции на выставке и ему не до переговоров.
Не зная, что делать, Бек связался с Малуном, который добавил в группу WeChat Донга, чтобы обсудить эту ситуацию втроем.
Первой мыслью было, что, возможно, из-за американских пошлин на китайские товары подорожало сырье…(а вместе с этим и продукт).
Никто же не ожидал пошлин от Трампушки. Продавец не виноват в этом. Что делать?
Засада
В первую очередь рассказали клиенту, что ценник вырос на 50%. Клиент, мягко сказать, удивился и потребовал вернуть деньги.
Поставщик отказал. С его слов сырьё уже было закуплено, а при возврате по контракту удерживается 50% суммы. Из $12500 вернут $7500. Потеря $5000 ложилась на Бека, как гаранта сделки.
Афера №1
Когда ловушка захлопнулась, все поняли, что столкнулись с аферистами.
Малун связался с юристом по внешней торговле за консультацией. Юрист вынес вердикт: это «устоявшаяся мошенническая бизнес-модель». При этом подать иск как о мошенничестве не выйдет.
Продавец ставит в счете срок действия цены 3 дня. Перевод обычно занимает больше времени. Получив оплату, он заявляет, что трехдневный срок истёк, сырьё подорожало, и требует доплатить.
В этот момент дело переходит в плоскость гражданского спора по договору.
В Китае за такое нельзя судить как за мошенничество. Юрист добавил, что такие обращения поступают им ежемесячно — вокруг этого выстроена целая индустрия.
Переписка с юристом
Визит к продавцу
Бек не хотел защищать свои права через суд. Это заняло бы слишком много времени. Он не мог оставаться в Китае ради иска против мошенников, а клиент требовал срочного возврата денег.
Бек и Манул решили нанести внезапный визит поставщику. Вместе поехали на так называемый завод, чтобы во всём разобраться и постараться вернуть всю сумму.
Когда приехали, выяснили, что завода нет. Есть фирма прокладка из десятка человек в центре города с роскошным офисом.
Им так и не показали производственный цех. В присланной Беку PDF-брошюре красовались фото огромного цеха, но менеджеры отказались их туда везти.
Стало ясно, что это шайка мошенников, действующих под вывеской легальной компании.
Кульминация: менеджер фирмы встретил Бека и Малуна на Bentley. Ниже — переписка моего мужа DONG и Малуна после того, как они прибыли к мошенникам.
Малун: $12500 оплатили. Они хотят удержать $5000. Менеджер этой фирмы приехал на Bentley. Одни редиски вокруг!
Dong: Твари без совести. Один в один как с Чжан Саном поступили. Спроси его. Его тоже на Bentley встречали.
Они друзья детства, так что переписка у них довольно откровенная. Я ее немного смягчила.
В сообщениях Dong упомянул Чжан Сана, нашего общего приятеля, который помогает клиентам закупать строительные материалы и оборудование для наружного освещения.
Афера №2
Увидев слово «宾利» (Bentley), у Donga перед глазами плыли воспоминания из 2023 года. Тот случай с его товарищем Чжаном крепко засел у него в памяти.
В 2023 году Чжан Сан, друг Donga, ездил в Шаньдун подписывать контракт и упоминал, что менеджер встретил его на Bentley.
Dong: Это кто? Откуда у них такие ресурсы?
Чжан Сан: У них много денег.
Dong: Как им удаётся быть такими крутыми, расскажи ))))
Чжан Сан: «Китайская сталь». Крупное предприятие.
Dong и Чжана Сан восхищались, что компания может себе позволить встречать клиентов на Bentley. Они же не знали, что это шайка мошенников. Bentley в Китае — это божественный символ роскоши с ценой около $800 000 за машину.
Компания «Китайская сталь»
Менеджер компании «Китайская сталь» покорил покупателя с помощью Bentley. Клиент не пошёл смотреть производство и подписал контракт прямо в офисе. Dong тогда тоже не придал значения, наверное, думал о Bentley и крутости компании.
Всех их ослепила внешняя показуха.
Сумма контракта составляла $70 000.
Как думаете, что было дальше?
Поскольку перевод по SWIFT пришёл с опозданием, мошенники потребовали увеличить цену ещё на $10000. Мотивировали это подорожанием сырья и просрочкой платежа.
При возврате грозились удержать $20000 убытков. В итоге Чжан Сан, после переговоров с клиентом, приобрёл товар рыночной стоимостью примерно $70000 за $80000.
Об этом Чжан Сан рассказал Dong, когда тот несколько дней назад расспрашивал его из-за истории с Беком.
Чжан Сан не стал обращаться в полицию или жаловаться в администрацию рынка. После сделки написал всего одну фразу: «Этим людям доверять нельзя, не работай с ними».
Dong не уточнял подробностей, никто не придал значения произошедшему и не понял главного.
И только теперь, когда слово «Bentley» связало две истории воедино, Чжан Сан осознал, что тогда его намеренно кинули. Это не нечестность, а спланированный обман. Схема.
Чжан Сан — ветеран бизнеса, который годами помогает иностранным клиентам делать заказы в Китае! Его обманули в 2023 году, а понял он это лишь в 2025 — страшно, если вдуматься.
Случай в 2025 году на маркетплейсе 1688
В апреле 2025 года наш менеджер принял заказ. На 1688 мы должны были закупить для клиента комплект иностранных запасных частей на сумму $8000.
Клиент сформировал заказ и оплатил его нам.
Получив деньги, мы связались с продавцом на 1688. Продавец хотел получить деньги за пределами площадки 1688. Закупщик получил счет на офлайн-оплату и пришёл ко мне за подписью.
99,9% наших заказов с 1688 оплачиваются через платформу. Если нужен офлайн-платёж (без платформы), всегда требуется моё подтверждение — оплату подписываю я или Dong. Тогда я не была уверена и отправила менеджера к мужу.
Посмотрев заказ, Dong сказал: «Детали сделаны в США, почему клиент заказывает их в Китае? Если продавец не принимает оплату через платформу, поищите другого продавца».
На следующий день закупщик пришел с новостью: «На 1688 и Alibaba нет других продавцов этого товара. Другие фабрики могут изготовить аналог, но клиенту нужен оригинал. Это обязательное условие».
Подозрения
Dong забеспокоился, но о мошенничестве не думал. Решил, что продавец боится возврата импортного товара, который испортит повторную продажу. Из-за этого выставляет жесткие условия по оплате.
В это же время Малун обсуждал с Dong историю Бека, а «Bentley» уже связал воедино истории Бека и Чжана Сана.
Решение
Я взглянула на адрес продавца — и точно, та же провинция Шаньдун. Тут мне всё стало ясно: заказ на американскую деталь на 99% тоже разновидность мошенничества. Я не дала согласие на оплату.
Не могу судить на 100%, что они мошенники, но признаки очевидны:
1. Товар из США.
2. Есть только у них.
3. Оплатить через 1688 с защитой сделки нельзя.
Скорее всего, после оплаты они пришлют китайскую копию. По внешнему виду на складе её не отличить от оригинала, а клиент получил бы товар и потребовал компенсацию.
Сегодня в Китае действует 100% пошлина на товары из США, почему же цена не выросла? Слишком подозрительно.
Я прекратила сделку и вернула клиенту деньги. Подробностей ему пока не рассказывала. Отправлю ему ссылку на эту статью.
Возвращаемся к истории Малуна и Бека, которые поехали «разобраться» с поставщиком, который требует доплатить
Менеджер встретил их на Bentley. Хозяин фирмы оказался «в командировке», общается только по телефону.
Менеджер играл роль «доброго», тот на другом конце провода — «злого».
Суть одна: либо платите больше на 50%, либо удержим $5000. Разговорами добиться ничего не получилось.
Наши герои пошли в полицейский участок. Выслушав их и взглянув на контракт, полицейские сказали: «Это хозяйственный спор, не наша компетенция, обращайтесь в управление по рынку».
Отправились в управление по рынку, ответ: «Это спор по договору. Если есть претензии, подавайте иск в суд».
И тут всплывают нюансы: на Alibaba мошенники зарегистрированы как шанхайская фирма, шаньдунский адрес — это их псевдо-завод, а доллары Бека ушли на счет гонконгской компании.
У материкового управления вообще нет юрисдикции над гонконгской фирмой. Чтобы, к примеру, заморозить счёт, надо подключать органы Гонконга.
Бек не мог бесконечно торчать в Шаньдуне и разбираться. Самый простой вариант — согласиться на удержание $5000 и расторгнуть контракт. Они и без того заняты бизнесом… пришлось проглотить обиду.
Берегитесь провинции Шаньдун
Приём Малуна и Бека на Bentley организовал совсем не тот владелец, что возил Чжан Сан, — это доказывает, что в их городе немало людей, промышляющих таким «бизнесом».
Мошенники используют промышленный статус Шаньдуна, регистрируют всевозможные торговые фирмы и портят репутацию местных предприятий.
В этой истории пострадал только Бек, а его клиент остался при своих. Бек взял удар на себя. Хотел заработать $500, а отдал $4500. Плата за риски.
Схемы мошенничества
Они все еще работают. По этой схеме обманщики возвращают часть денег или всё-таки отгружают товар, если видят прибыль. Нет товара — скажут, что груз потеряла логистика, или что качество «не то».
Первый трюк — увеличение цены. Покупай по новой цене или плати неустойку. Многие клиенты даже не замечают обмана! Придется или доплатить, или отдать часть денег при возврате.
Второй трюк — копии уникального товара. Просто отгружают товар, который не соответствует заказанному качеству. К примеру, вы заказали нержавеющую сталь, а они присылают обычную.
У аферистов много «крыш». Они открывают новые фирмы, ликвидируют старые, меняют номинальных директоров. Дорогая машина может быть взята напрокат или куплена в складчину. И не важно Bentley будет встречать клиента или Maybach. Все это пыль в глаза.
Контракт в Китае — редкость. Мы раньше торговали мобильными телефонами. Сделать платеж поставщику в $30 000—50 000 без договора по спецификации — норма для Китая. За 7 лет ни разу не обманули… А тут такое. Аферист с самого начала обманщик, а не бизнесмен.
Как защититься
1. Проверьте совпадает ли р/с продавца с названием его магазина на Alibaba.
2. Посмотрите на дату регистрации компании. Крупные поставщики редко бывают «свежими». Регистрации должно быть минимум 5 лет.
3. Уточните адрес промышленной части и офиса. Проверить адрес можно даже через карты Gaode и Google. У промышленного здания будет большая территория.
4. Используйте «курьеров-разведчиков» с копией договора, чтобы просто удостоверится, что перед вами та самая компания.
5. Изучайте маркетинговые материалы (в т. ч. презентации) очень внимательно. У наших мошенников на фото был огромный завод. Уже после этих историй я увеличила фото и увидела надписи на английском языке. Оказалось, что это иностранный завод в другой провинции Китая.
6. Если приехали к поставщику, то не смотрите на внешние побрякушки и не стесняйтесь, требуйте документы от менеджера и директора. Честным предпринимателям нечего скрывать. Сравните личные документы с документами фирмы.
Помните, что крупные компании Китая совершенно на другом уровне. Попробуйте заказать что-нибудь напрямую у Xiaomi — вам просто не ответят.
Итог
Бек. Много лет работает в сфере китайско-казахстанской торговли. Опыт огромный. Попался мошенникам. Не уточнил рыночную стоимость стального рулона в момент роста цены и не увидел проблем. Потерял $5000 и время.
Чжан Сан. Ветеран внешней торговли из Китая. Сел в Bentley, поел лобстера и не стал проверять поставщика. И только через 2 года понял, что его развели мошенники.
Я вовсе не умнее других. Просто случай Бека стал важным предупреждением для нас. Мы вовремя распознали риск, прекратили сделку и избежали убытков. Пусть клиент остался без товара, но лучше так, чем рисковать, игнорируя странного поставщика.
Веду Telegram. Рассказываю о Китае, работе нашей компании, а теперь и о мошеннических схемах.
Спасибо за внимание! Как вам истории?
Реклама: NG KONG CE MASTER TRADING LIMITED, CR No: 2807197, erid: 2Vtzqw5PRHg
Реклама NG KONG CE MASTER TRADING LIMITED, CR No: 2807197