Если вы решили открыть студию массажа
Концепция создания студии массажа: к чему готовиться, что надо учесть, кого нанимать, если вы решили делать деньги на массаже.
Чаще всего судии массажа открывают сами массажисты или врачи, накопившие достаточный опыт работы в этой сфере. Реже те, кто не имеет никакого отношения к массажу. Поэтому моя статья будет больше ориентирована на людей в теме. В большинстве своем мотив открытия студии и набор персонала — увеличение дохода, снижение собственных рабочих часов, популяризация авторской методики и тд. Казалось бы все довольно просто. Найми массажистов, организуй рабочие места и все, дело в шляпе. Люди будут приходить, записываться, получать услугу, уходить довольные и записываться снова. Если мы опустим такой важный шаг в открытие любого бизнеса как расчет бизнес плана, то на первый план выходит такое понятие как концепция. Концепция представляет собой основную точку зрения, руководящую идею бизнеса, который открывается. Она включает комплекс взглядов на то, как должно быть организовано предприятие, каких идей и методов работы должны придерживаться специалисты, как действовать в тех или иных ситуациях.
Скорее всего когда специалист решает открыть студию и набрать персонал, то он уже имеет свою сложившуюся систему работы. Например как выстраивается логика проведения сеанса массажа. Как принимать и провожать клиентов. Какие расходные материалы и оборудование использовать на сеансе . Как коммуницировать с клиентами, предлагать им купить курс и напоминать о необходимости повторных визитов. Возможно даже сами опытные массажисты, успешного работая с клиентами сами на себя, не подозревают, что их алгоритм работы с клиентами и представляет во многом ту самую концепцию, которую надо будет объяснить всем сотрудникам, с которыми начинается совместная работа. И порой кажется, что если ты сам отличный специалист, делаешь профессиональный массаж, интересуешься последними исследованиями в своей сфере, обучаешься нужным методикам, то и все точно такие же. Зачем кого то еще чему то учить ? Проводя собеседование массажистов, вам понравится приветливый и возможно целеустремленный специалист. И покажется, что он будет работать как вы. Но как как вы? Также хорошо? А это как? А вот тут загадка.
Если говорить про классическое образование массажиста, то это среднее профессиональное образование по курсу “Сестринское дело”. А затем уже курсы по массажу и получение специализации медицинский массаж или сестринское дело в реабилитации. Такое образование дает знание классической методики, специалист обучается системе приемов, которые едины для всех массажистов. Однако мир массажных приемов гораздо больше, чем классическая техника. И уже их постигает каждый массажист на разных обучающий курсах на свое усмотрение. Так вот когда набирают массажистов студию, то приходят специалисты с абсолютно разными навыками и опытом. Они имеют свое виденье как проводить сеанс массажа и коммуницировать с клиентами. И в большинстве своем они не готовы, что кто-то будет вмешиваться в их работу. Чаще всего что в крупных медицинских центрах, что во многих спа студиях, массажистов не учат единой технике и не проверяют как работает массажист на сеансе. Максимум им могут организовать семинар по какому -либо виду массажа , пригласив преподавателя. Но дальнейший контроль отсутствует.
Таким образом набирая штат сотрудников и не обучая их своему видению того, как должен быть организован каждый процесс , рассчитывать на успешную деятельность крайне сложно. В лучшем случае студия массажа без концепции превратиться просто в место где бок о бок работают разные массажисты. Кто то хуже, кто то лучше. Однако не будет принципа единообразия. Например один за час будет делать все тело. А второй лишь за полтора. Кто-то будет лить обильно масло, а кто то работать в сухой технике. Те есть это будет просто работа специалистов, которая никаким образом не формирует у клиентов единое восприятие студии массажа. Никто не будет думать, что такая студия это пространство со своими правилами и методами работы, со своим первоклассный сервисом, атмосферой, где могу решать запрос клиента. И самое главное такая разношерстная работа во-первых не будет способствовать формированию лояльности клиентов. Разве что к отдельному массажист.Это привычное “я хожу сюда только ради тебя”. Во-вторых, при отсутствии концепции просто невозможно говорить сотрудникам, что они сделали что-то не так. Тем более требовать какой-то финансовый результат.
Поэтому когда принимается решение открыть студию массажа, надо садиться за компьютер или брать ручку и начать писать концепцию. Даже если опыта написания таких документов нет. Да и откуда ему взяться? Надо просто начать писать свои мысли о том, что из себя будет представлять студия. Нет жестких рамок из чего должна состоять ваша концепция. Можно ориентироваться на примерный список пунктов.
-
Миссия и цели студии. Какую ценность вы предлагаете клиентам. Допустим помогать людям чувствовать себя здоровыми через профессиональный массаж. Не надо путать миссию с уникальным торговым предложением. УТП может быть несколько, а миссия всегда одна. Она отражает идею бизнеса.
-
Целевая аудитория. Кто к вам будет ходить и какие проблемы будет решать. Чем более детально вы сможете описать свою целевую аудиторию, тем проще будет определиться с набором услуг. Только не надо думать, что ваша целевая аудитория, это все люди, потому что все любят массаж и ходят на него. Нет. Это люди, различающиеся по возрасту, полу, по проблемам, которые решают массажем, частоте посещения и тд.
-
Перечень услуг. От этого пункта будет зависеть то, как клиент будет понимать , чем вы занимаетесь и что ему выбрать. Поэтому перечень должен быть лаконичным и понятным. И самое главное, чтобы было понятно чем отличается одна услуга от другой. Вообще составить прайс это отдельное искусство, которое основано не только просто на названиях, а еще и на экономических расчетах. Это отдельная тема. А с точки зрения концепции надо расписать какие это будут услуги и какие запросы клиентов они будут решать. Студия, которая специализируется на коррекции фигуры или студия медицинского массажа. Возможно это будет пространство для спортсменов, где комбинируют техники спортивного массаж и МФР с различными методами физиотерапии. Далее выбрать название, тайминг и набор манипуляций, которые будет включать каждая услуга. Установить в каком случае предлагается данная услуга клиенту. Затем надо расписать по шагам как будет выполняться это услуга. Это уже делается не в самой концепции, а приложении к ней. Что-то наподобие технологических карт. Надо создать инструкцию, последовательность действий , приемов, которые должен сделать массажист, чтобы выполнить данную услугу. Сколько взять масла или крема, какими простынями застелить массажный стол, сколько минут массировать участок тела в рамках данной услуги, приемы и тесты которые обязательны, приемы, которые можно делать на свое усмотрение, как закончить процедуру массажа, что сказать в конце сеанса, помочь ли встать с массажного стола, налить ли воды. Те полный алгоритм выполнения в виде некого чек листа. При это написать сразу такие чек листы крайне сложно. Это документы, которые будут постоянно дополняться деталями и пунктами. Но с чего то надо начать. Для того, чтобы проще было писать такие чек лист , можно воспользоваться готовыми учебниками по массажу. И дополнить их уже своим видением сервиса. Мне больше нравятся зарубежные издания. Во многих из них каждая глава посвящена отдельной проблеме. И глава представляет собой описание проблемы, почему она может возникать, какие анатомический структуры затрагивает, какой массаж подойдет, какие упражнения порекомендовать, какие задания дать плаценту на дом, чтобы решить его запрос быстрее совместными усилиями. На русском языке таких изданий я не встречала. Можно написать мне личку, я поделюсь.
-
Внешний и внутренний облик студии. Сюда входит описание, где будет располагаться ваше пространство. Какая в нем должна быть атмосфера, какие используются материалы, какие массажные столы, баночки, полотенца и все то, из чего будет складываться внешнее впечатление у клиентов. Люди очень внимательны ко всему. От музыки и отсутствия одноразовых тапочек до вкуса воды в кулере. Плюс создание атмосферы не как у всех в хорошем смысле влияет на то, что запомнится клиенту. А возможно и захочется рассказать знакомым. Или сфотографировать и запостить в сториз с ссылкой на ваш аккаунт. Чаще всего чтобы собрать такие мелочи в единую картину, надо просто встать на место клиента и пройти его пусть в вашем заведении. И вот тогда сразу всплывет на поверхность все то, что надо добавить или исправить.
-
Команда специалистов и их функционал. Описать с каким уровнем образования и опытом работы вы хотите приглашать специалистов. Что еще помимо массажа должны будут делать ваши сотрудники. Об этом надо договариваться сразу на собеседовании. Чтобы потом не было мучительно больно заставлять ваш персонал делать то, что они не хотят. Конечно же тут стоит вопрос организации продаж услуг. Как на моменте консультации, так и при визите клиента в студию. Поэтому в этой части концепции должны быть описаны скажем так немассажный процессы. Во-первых, все сотрудники должны понимать позиционирование вашего заведения. И на вопрос какие услуги у вас есть, какие массажи вы делаете и тп отвечать одинаковый текст. Текст этот надо продумать и написать. Не важно, кто у вас будет заниматься консультированием. Суть одна. Все должны понимать концепцию, принимать ее и отвечать одинаково. Затем у вас должен быть прописан алгоритм ведения клиента уже внутри вашей студии. Это такой свод правил или принципов, которыми массажисты и/или администраторы будут руководствоваться при коммуникации с клиентами. Тут надо решить какой вариант выбрать. Например вам важен только приток новых клиентов. Дальше вы не делаете акцента на том, вернуться они к вам или нет. Возможно вы придерживаетесь идеи, что клиент сам вернется если ему все понравилось. Поэтому все в студии на целено на то, чтобы клиент пришел, быстро принял решение какой массаж выбрать, получил услугу, ушел и возможно когда то потом вернулся снова. А может вы наоборот настроены на выстраивание долгосрочных отношений с клиентом. В этом случае скорее всего у вас уделено значительное время беседе до сеанса, оценки состояния после сеанса сразу и на следующий день, в догонку скорее всего будут отправлены рекомендации, возможно план упражнений и тд. А через 2 недели вы связываетесь с клиентом и приглашаете его снова. Поэтому вы и будете набирать или обучать массажистов, не только делать массаж, но и подбирать упражнения. Выбирать тех людей, которые готовы консультировать и рассказывать, которые будут углубляться в изучение физиологических процессов , происходящих с телом человека во время массажа и грамотно доносить это до клиентов. Или же у вас студия массажа, где только первый сеанс можно прийти просто так, а все последующие через покупку абонемент. Поэтому в этом случае скоре всего цена первого сеанса будет выше рынка, но из первого визита вы делаете шоу и так выстраиваете сеанс с процессом коммуникации, чтобы пациент обязательно захотел вернуться.. И такую идею должны разделять ваши сотрудники, понимать в чем ее смысл, чтобы выполнять свою работу на нужном вам уровне. Потому что если будет сотрудник, который не понимает, не верит, не разделяет ваше виденье, то и качество услуги будет мягко говоря среднее.
-
Маркетинг. Обширный блок , который будет включать все от названия до программы лояльности. На первом этапе просто пропишите на каких площадках вы будете представлены (справочники, соц сети, сайт). Будите ли вы “пилит контент” или достаточно просто информации о вашей студии с прайсом. Через какие рекламные каналы вы планируете продвигаться и какие ценовые предложения будете делать клиентам, чтобы они пришли к вам на сеанс.
-
Юридическая часть. Какую налоговую системы вы выберите для работы. Надо ли получать вам медицинскую лицензию. Как будут оформлены трудовые отношения с сотрудниками и как будет формироваться их заработная плата. Насколько и на каких условиях будет заключен договор аренды помещения.Какие документы должны быть оформлены с точки зрения закона о защите прав потребителей, требований роспотребнадзора и тд.. В конце концов будите ли вы подписывать договор оказания услуг с клиентами или это будет публичная оферта. Необходимо ли вам подписывать согласие на предоставление персональных данных. Тут без помощи юристов не обойтись. Также можно обратиться за помощью в организации по типу “Мой бизнес” и различные площадки по поддержке малого среднего предпринимательства, где можно получить юридическую консультацию. Либо открыть юридическое лицо через банк, где тоже есть услуги консультации за дополнительную плату.
-
Технические вопросы. Это прежде всего как будут к вам записываться клиенты. Сейчас много различных сервисов для онлайн записи. В них же можно вести всю клиентскую базу, настраивать управленческий учет, смс рассылки и пуш уведомления. Самое главное стоит оценить стоимость такой программы в месяц со всем действующим функционалом. Например если вам сделали сайт визитку , то можно ли интегрировать эту программу с сайтом, устанавливается ли она на телефон для удобного использования, возможно ли через нее принимать платежи и какая комиссия. Надо ли вам создавать чат бот для общения с клиентами или это будет просто рабочий мессенджер. Кто, когда и как будет отвечать на вопросы в этом мессенджере. Можно ли выгрузить из программы базу клиентов, чтобы в случае перехода на другую платформу, вы смогли перенести свою базу, а не похоронить ее вместе со всеми данными в уже ненужном сервисе.
Вот о таких пунктах стоит обязательно задуматься, чтобы открывать студию массажа. Каждый из них придется расширять и прорабатывать, чтобы создать действительно качественный продукт, который приносит прибыль. По своему опыту могу сказать, что знаю много историй, когда мои коллеги успешные массажисты набирали сотрудников, но проект не увенчался успехом. Чаще всего это превращалось в то, что они сами продолжали работать как массажисты и тянуть на себе основной доход студии, попутно решая кучу организационных моментов. А рядом трудились массажисты , которые не были загружены работой и на 30%. При этом качество их работы не устраивало, все заканчивалось взаимными претензиями и сворачиванием проекта.
Делюсь своим опытом в сфере массажа у себя в тг канале «Массаж и маркетинг «