Как нейропоиск Яндекса и Google влияет на трафик и какое будущее ждет SEO в эпоху ИИ. Мнение экспертов - Новости о поисковых системах, SEO и интернет-маркетинге
Социальные сети

Как нейропоиск Яндекса и Google влияет на трафик и какое будущее ждет SEO в эпоху ИИ. Мнение экспертов

Современные поисковые системы стремительно меняются под влиянием искусственного интеллекта. В конце мая Яндекс представил обновленный Поиск с Алисой. Новая функция на основе искусственного интеллекта расширила возможности Нейро. Нейросеть не только обрабатывает запросы, но и дает развернутые ответы прямо в выдаче, отчего необходимость переходить на сайты отпадает.

Аналогичный тренд наблюдается и у Google. Функция AI Overviews (ИИ-обзоры) автоматически анализирует контент сайтов и формирует краткий ответ.

Эти изменения ставят перед владельцами сайтов и SEO-специалистами ключевой вопрос: как нейросети в поиске влияют на органический трафик и можно ли извлечь из этого выгоду? Чтобы разобраться в этом, мы опросили экспертов в области поискового маркетинга и проанализировали последствия внедрения ИИ. В статье – прогнозы развития SEO в эпоху ИИ-поиска.

Нейросети в поиске

Западные издатели, владельцы сайтов и SEO-специалисты последние несколько месяцев публикуют скриншоты с данными из Google Search Console. Отчеты показывают, что с внедрением AI Overviews количество кликов из Google на сайты постепенно снижается, трафик из поиска сокращается. При этом число показов сайтов в выдаче остается неизменным и даже растет.

А что говорят российские специалисты по этому поводу?

Как появление AI Overviews (Google) и нейропоиска (Яндекс) влияет на трафик веб-сайтов? Замечали ли вы на сайтах клиентов снижение кликабельности при росте показов в поиске? Какие ниши или типы контента страдают больше всего?

Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основатель Пиксель Тулс, https://sevalnev.ru/

Мы в «Пикселе» привыкли анализировать подобные срезы на основе больших данных, так как ВСЕГДА найдутся сотни проектов, которые теряют трафик и будут те, кто его приобретут, независимо от силы апдейта.

Яндекс запустил публично поиск с нейро с 3 октября 2024 и уже накопилось довольно много статистики по тому, как распределяется трафик из этой поисковой системы. Достаточно просто сравнить, стало ли меньше визитов из Яндекса за это время.

Статистика говорит, что трафик только вырос:

Инженеры поиска объяснили мне это на «Дне Поиска» 22 мая тем, что они никогда не видели такого роста числа запросов, которые пользователи начали задавать в поиск. То есть новая технология стимулировала людей и побудила их обращаться к Яндексу по еще большему числу вопросов.

Понятно, что в зоне риска оказываются больше контентные и информационные проекты и пока это сильнее заметно в западных странах. Если взять один крупный проект под США, то да, можно увидеть подобную картину начиная с конца апреля и далее:

Думаю, это связано с двумя факторами:

  • Google пока не успел ощутить этот эффект роста числа запросов, как было в Яндексе. Нужно время, чтобы пользователи стали приходить в поиск с большим числом вопросов.
  • Ссылки на источники выделены довольно слабо и Google будет перерабатывать их вид, чтобы и ресурсы получили свой кусок пирога.

В зоне риска, как и говорил:

  • контентные проекты, которые просто собирали информацию из разных источников,
  • сайты с вопросами и ответами,
  • сайты с готовыми рецептами,

и так далее.

Максим Акулов, директор производства СЕО-Импульс

Мы однозначно замечаем, что доля трафаретов в выдаче с блоком ИИ стремительно растет в обоих поисковиках. В результатах по информационным запросам («как», «почему», «когда») пользователь с вероятностью 99% увидит блок с ответами ИИ.

Для вебмастеров ни один из поисковиков не предоставил инструмент для анализа трафика с блоков ИИ. В ноябре 2024 года на круглом столе «Optimization 2024» был вопрос о том, как анализировать трафик, полученный с блока ответов от ИИ. Тогда Михаил Сливинский сообщил, что пока таких инструментов нет. На момент начала июня 2025 года анонсов также не было.

Косвенно мы можем оценивать CTR запросов, по которым есть неизменная высокая средняя позиция в поиске и появились блоки ИИ (достаточно, грубая оценка). Посмотрим на проекте, где есть достаточно трафика по информационным запросам – evocosmetics.ru. Оценка в Google по запросам:

«крем пантенол от чего» – не видим изменений

«сухая кожа на ногах ниже колен что делать» – просел CTR

Никаких выводов сделать нельзя. И так по всем проектам, что мы изучали. Влияние усложняется еще потому что:

  • Google – блок с ИИ-ответами может быть на 2-5 месте выдачи

    • Google и Яндекс – как оцениваются клики с нового блока с сайтами под ИИ.

    Понятно, что какая-то часть трафика не приходит на ваш сайт, так как пользователь нашел ответ в выдаче. Но сказать – какая это часть трафика: 0,1% или 20% – мы не можем. Также может быть и позитивная ситуация, когда ваш сайт стоял на 4-6 месте, но ИИ взял из него ответ на вопрос и выдал ссылку. Вы станете получать больше трафика, так как переместились на нулевую позицию.

    Какие решения вы предлагаете вебмастерам в новых реалиях? Стоит ли делать ставку на более глубокий экспертный контент, менять SEO-подход или искать альтернативные источники трафика?

    Юлия Кравченко, руководитель SEO и партнер в IT-Agency:

    В новых реалиях, как и в любые времена, когда появлялось что-то новое – выходили в топ агрегаторы, появились быстрые ответы и многое другое – важно не паниковать, а адаптироваться и использовать новые возможности. Появление AI Overviews в Google и нейропоиска с Алисой в Яндексе – это не конец SEO, а явный сигнал к адаптации и переработке стратегии продвижения.

    По сути, это будет даже не отдельная услуга или продукт, а существующее SEO по умолчанию будет учитывать ключевые рекомендации по повышению видимости в AI. Также, вероятно, изменится подход в оценке эффективности и KPI. Теперь важны будут не просто позиции в органическом поиске или трафик из поисковых систем, сколько присутствие сайта во всех источниках, которые дают пользователю ответы на его вопросы.

    На самом деле, многое из того, что учитывают и «любят» нейросети, уже давно применяется в SEO, нужно лишь продолжать:

    1. Выпускать уникальный экспертный контент, который не просто повторяет десятки тысяч статей на эту тему, а делится интересными инсайтами, опытом, наработками – дает дополнительную ценность, помимо того, что просто отвечает на вопрос.

    2. Структурировать контент для упрощения его восприятия LLM – разбивать на смысловые блоки с релевантными подзаголовками, добавлять таблицы, списки, пошаговые алгоритмы и чек-листы.

    3. Использовать микроразметку HowTo, FAQ, QAPage.

    4. Подтверждать свою экспертность, публикуя контент не только «у себя», но и на внешних трастовых площадках, на которые чаще всего ссылаются нейросети. И важно не только получить упоминание, но и цитируемость – чтобы то, что вы пишете и говорите, подтверждали и другие, особенно эксперты в этой области.

    Последнее наше исследование про быстрые ответы и чек-лист к нему дают рекомендации, которые во многом актуальны и для ответов в нейросетях.

    Максим Акулов, директор производства СЕО-Импульс

    100% ясно, что большая часть информации в ИИ-блок попадает с сайтов из топ-10. Поэтому, если вы попадаете в топ-10 по нужным ключам, то вероятность получить дополнительную ссылку в блоках ИИ – очень большая. При этом вы получаете бонусом не одну, а несколько ссылок на страницы вашего сайта. Приводим пример, где нам это удалось без специальных действий.

    Не стоит специально адаптировать контент под ИИ. Ориентируйтесь на позиции и трафик. Если эти показатели растут, значит, вы на верном пути и в мире ИИ.

    Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основатель Пиксель Тулс, https://sevalnev.ru/

    На уже упомянутом выше «Дне Поиска» был круглый стол, в рамках которого разбирался вопрос экспертности контента. А на этой неделе мы также в рамках закрытого сообщества провели созвон с Михаилом Сливинским и пообщались на эту тему.

    Можно уверенно сказать, что Яндекс будет двигаться в сторону повышения роли экспертизы автора в ранжировании, и уже сейчас вебмастерам стоит уделять этому внимание. Отдельно подчеркну, что важно и среднее качество одной страницы с сайта, так что берегите честь хоста смолоду =)

    Думаю, что в текущих реалиях можно дать следующие советы вебмастерам:

    • прокачивайте своих авторов и экспертов;
    • делайте акцент на экспертном контенте, а не на генерации с помощью ИИ;
    • оценивайте вашу видимость в ИИ-поиске, чтобы уже сейчас быть готовыми к тому, что часть аудитории будет искать информацию там;
    • формируйте свое комьюнити, это ваш актив, который не может отнять никакой новый ИИ;
    • работайте с несколькими каналами привлечения трафика: соцсети, сообщество, CRM-маркетинг, гео-реклама и так далее.

    Какие тренды в развитии поискового AI вы прогнозируете на ближайшие 2–3 года? Может ли это подтолкнуть к росту платного трафика (например, рекламы)?

    Максим Акулов, директор производства СЕО-Импульс

    Тренд №1

    Информационный трафик будет ниже, так как часть пользователей будут находить ответы в поисковике без перехода на сайт. На это повлиять вебмастера не смогут. Очень надеемся, что будет хоть какая-то достоверная аналитика.

    Тренд №2

    Подстройка контента страницы под «ценовые запросы». Самый простой вариант – сделать блок FAQ с микроразметкой, далее отвечать на поставленный вопрос. Вебмастера будут пытаться забрать этот трафик из нулевого блока. Мы также это успешно делаем.

    Тренд №3

    В Яндексе этот блок будет использоваться для рекламы товаров. Основу будут составлять карточки из фидов, которые загружаются в Яндекс Директ. Еще один рекламный блок, который будет добавлен в поиск.

    Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основатель Пиксель Тулс, https://sevalnev.ru/

    Сейчас поисковые системы ещё сами не понимают, как правильно монетизировать AI-результаты. Дело в том, что такой ответ на порядок дороже для Яндекса и Google, чем обычный SERP.

    Учитывая, что львиная доля доходов поиска – это контекстная реклама, то и Яндекс, и Google не будут заинтересованы в том, чтобы снижать исходящий трафик из результатов своей выдачи. Нужно же монетизировать его и максимизировать CPM.

    Уже сейчас Яндекс, по разным оценкам, потратил более 50-60 млрд рублей, и это только начало. Как вернуть эти инвестиции и как продавать рекламу в AI-блоке – вопрос открытый.

    Предположу, что тренды будут следующие:

    • Плавный рост числа AI-ответов в выдаче и дальнейшая стабилизация этой доли.
    • Монетизация этого блока отдельно для рекламодателей.
    • Битва за аудиторию с другими генеративными ИИ.
    • Увеличение исходящего трафика на 1000 показов в Google AI Overviews по сравнению с текущими значениями (будет расти CTR источников).
    • Появление отдельной профессии по улучшению видимости и репутации в ИИ-поиске для компаний.

    Юлия Кравченко, руководитель SEO и партнер в IT-Agency:

    Благодаря внедрению нейросетей в поиск, SEO активнее продолжит путь из просто «написать SEO-статьи» в «выстроить систему, в которой бренды максимально полно отвечают на вопросы, раскрывают тему, вызывают доверие и дают сведения, которыми делятся и цитируют».

    SEO для AI вряд ли станет отдельным блоком работ, которые можно делать или нет, это станет обязательной частью текущего подхода в продвижении.

    В теории, это может вызвать рост платного трафика, новую жизнь получит и PR, который будет являться ключевым инструментом для повышения узнаваемости, цитируемости бренда. И, конечно, особое внимание стоит по-прежнему уделять контенту и его содержанию, структурированности, полноте и экспертности.

    Также уже сейчас появляются запросы на аналитику и мониторинг ответов нейросетей, что приведет к новому этапу развития SaaS-сервисов. Параллельно с этим будет (и уже активно развивается) автоматизация SEO – точечные ИИ-агенты для аналитики, более простые промпты для помощи в шаблонной оптимизации, работе с массивами данных и т.д.

    Заключение

    Внедрение ИИ в поисковые системы – это не просто тренд, а фундаментальное изменение правил игры. Опрошенные эксперты сходятся во мнении: классическое SEO не умрет, но трансформируется. В приоритете окажутся экспертный контент, глубокая аналитика, попытки забрать трафик из «нулевого» блока. Те, кто адаптируется быстрее, смогут не только сохранить, но и увеличить аудиторию.

    А как вы готовитесь к эпохе ИИ-поиска? Делитесь мнением в комментариях!

    Оригинал статьи на SEOnews

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Кнопка «Наверх»