«Сверхразум ЗАПАТЕНТОВАЛ классический лоток для яиц и теперь судится буквально со всеми» — вот что произошло на самом деле - Новости о поисковых системах, SEO и интернет-маркетинге
Интернет и медиа

«Сверхразум ЗАПАТЕНТОВАЛ классический лоток для яиц и теперь судится буквально со всеми» — вот что произошло на самом деле

Вчера по новостным пабликам разлетелась новость про «патент на лоток для яиц»:

«Сверхразум ЗАПАТЕНТОВАЛ классический лоток для яиц и теперь судится буквально со всеми» — вот что произошло на самом деле

Я патентный поверенный — юрист по патентам и товарным знакам. Терпеть не могу, когда журналисты пишут ахинею не разобравшись.

Я посмотрел судебное дело и сам патент. Давайте расскажу, что произошло на самом деле, где облажались журналисты, и какие выводы из всей этой истории для нас с вами.

Что на самом деле запатентовали

В новостях бездумно лепят картинки с обычным лотком для яиц. Выглядит все это так:

«Сверхразум ЗАПАТЕНТОВАЛ классический лоток для яиц и теперь судится буквально со всеми» — вот что произошло на самом деле

А теперь давайте заглянем в патентную базу. Вот что на самом деле запатентовали «Айкю-Пак»:

«Сверхразум ЗАПАТЕНТОВАЛ классический лоток для яиц и теперь судится буквально со всеми» — вот что произошло на самом деле

Как видите, это ни разу не «стандартный лоток для яиц». Речь идет про специальную крышку для лотка. Эта крышка нужна для того, чтобы яйца не раздавливались в лотке.

И отдельная «фишка» этой крышки заключается в том, что эта крышка в сложенном состоянии плоская — занимает меньше места:

«Сверхразум ЗАПАТЕНТОВАЛ классический лоток для яиц и теперь судится буквально со всеми» — вот что произошло на самом деле

По сути, компания, которая занимается разработкой и производством упаковок, придумала новые крышки. Они легко складываются в стопку, а при раскладывании создают прочную конструкцию.

Все это получается за счет особенного устройства крышки. Такой конструкции раньше ни у кого не было. Именно по этому на нее и выдали патент.

В тексте патента можно увидеть здоровенное описание того, чем эта крышка отличается от существующих, как она устроена и как работает.

Но журналистам же лень читать многабукв в патентах — вот и пишут ахинею про «патент на обычный лоток».

Что было интересного в суде

Другая компания начала производить точно такие же крышки.

Патентообладатели сначала направили нарушителям досудебную претензию, но те платить отказались. Тогда компания подала в суд.

В суде они потребовали компенсацию в 2 500 000 миллиона рублей. Истец принес результаты своей экспертизы, ответчик своей.

Экспертиза истца оказалась убедительнее. А экспертиза ответчика даже в глаза не видела сами крышки — суд так и написал в решении:

Фактически … представляет собой мнение иного специалиста, основанное на анализе заключения патентоведческой экспертизы без обозрения и анализа самого вещественного доказательства.

Ответчик пытался сослаться на то, что они не сами делали эти крышки, а покупали их у другой компании. Типа «наше дело яйца продавать, а упаковку эту мы купили у другой компании, вот с ними и судитесь».

Суд эти доводы отклонил. Во-первых, нарушитель не смог нормально доказать, что покупал именно такую упаковку у другой компании. А во-вторых, даже если бы и доказал — это бы ему не помогло.

Чем закончилось это дело

Журналисты писали, что суд взыскал с нарушителей 2 500 000 рублей. На самом деле взыскали 250 000 рублей. Кроме того, компанию нарушителя заставили опубликовать решение суда у себя на сайте.

«Сверхразум ЗАПАТЕНТОВАЛ классический лоток для яиц и теперь судится буквально со всеми» — вот что произошло на самом деле

Как видите, суды действительно взыскивают компенсации, но иногда их размер уменьшают. Но так бывает далеко не всегда — например, я рассказывал про одно из моих дел, где с нарушителя взыскали 5 000 000 рублей за нарушение прав на товарный знак «Какой ты мем?». Там была история, как нарушитель продавал контрафактные настольные игры на десятки миллионов рублей на маркетплейсах.

Нарушитель хотел оспорить решение суда. Он подал в апелляцию: хотел, чтобы компенсацию не взыскивали. А по мнению истца — взыскали мало, надо было взыскать больше.

В итоге апелляция оставила решение в силе и менять ничего не стала.

Три вывода из этой истории для нас с вами

Роспатент не патентует «все подряд». Все заявки на изобретения проходят экспертизу. Патент выдают только на решения, которые являются новыми — то есть в мире таких раньше не было. Патент на «обычные лотки» никто не выдаст.

Патенты — это не всегда какие-то суперпрорывные устройства. Иногда кажется, будто патента достойны только изобретения уровня радио или телефона. На деле же большая часть патентов — это какие-то улучшения существующих технологий. Не кардинальные, но новые и работоспособные.

Если у вас есть какая-то своя разработка — вы тоже можете получить патент. Для этого не нужно быть вторым Маркони или Теслой.

«Я купил у других» не освобождает от ответственности. Многие думают так: «если я купил товар у поставщика, то если что с ним пусть и судятся».

На самом деле, что по патентам, что по товарным знакам (торговым маркам) суды работают так: взыскивают компенсацию с продавца, а там дальше уже продавец сам ищет своих поставщиков и с ними судится.

Поэтому если продаете какие-то товары — обязательно проверяйте, не нарушаете ли вы чужие права, кому принадлежат права на названия на этом товаре и так далее. Иначе есть риск серьезно встрять.

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

Если в принципе тема брендов, разработок и авторских прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои рабочие заметки для предпринимателей и авторов о том, как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, по авторским правам, регистрации товарных знаков, патентам или судам — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf

И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов судов в тему:

Как доказать, что ты — автор. Исчерпывающая подборка бесплатных реально работающих инструментов

15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась

Они зарегистрировали на себя наше название, а потом потребовали с нас 4 000 000 рублей, угрожая судом и полицией. Вот что было дальше

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»