Мыслепост про свободу интернета и потенциальные проблемы - Новости о поисковых системах, SEO и интернет-маркетинге
Интернет и медиа

Мыслепост про свободу интернета и потенциальные проблемы

Так уж вышло, что моя деятельность плотно связана с интернетом практически с момента его появления в РФ. Думаю, многие тут вспомнят вебплас, занятую линию, скидки по ночам из-за чего половина школьников ходила с синяками под глазами из-за вечных недосыпов.

Мыслепост про свободу интернета и потенциальные проблемы

Интернет по карточкам уже был, не надо его возвращать

Уже тогда я клепал простенькие сайты на HTML и пытался поглубже проникнуть в этот новый мир. Мир рос и развивался, стал поистине огромным и появилось множество индустрий, которые в этом мире творят, работают, строят бизнесы, играют, общаются. И вот сейчас со всех сторон целый мир пытаются поломать. Статья написана наверно больше для тех, кто не понимает, какие последствия могут быть у всех этих блокировок и что дело не только в личных свободах каждого.

Сначала были санкции.

На самом деле прям многих эти санкции разозлили. Я помню подъем людей, все начали думать как сделать свои аналоги всех сервисов, которые ушли. Причем действительно начали делать неплохие продукты. Да я и сам попытался запустить парочку, хоть и не успешно. Но порыв был — космического масштаба. Но дело не только в новых проектах и бизнесах, дело еще и в старых, которые остались, никуда не собирались и которых начал мочить… Свой собственный РКН.

В российском интернет-пространстве не так много действительно хороших рекламных каналов и есть такое понятие как воронка продаж (ну или CJM). Так вот — все работали примерно вот так:

  1. Настраиваем воронку (к примеру через директ инсты* или в телеграм-бота, не важно)

  2. Создаем посадочную страницу (это может быть сайт, может быть страничка в соц.сетях — что угодно)

  3. Размещаем рекламу

  4. Молимся чтобы пришли клиенты

Что призошло в момент санкций? Отрубились две самых эффективных рекламных площадки — Google Ads (куда входила не только реклама на поиске, но и так называемый КМС) и FB* (куда входит инста*, фейсбук* и ватсап*).

Примерные мысли большинства небольших предпринимателей в этот момент

Причем пострадали сразу все, т.к. тот самый КМС от гугла — это был источник доходов большинства бесплатных сайтов и приложений, которые разрабатывались в РФ. Это те самые рекламные блоки, которые никто не любит, но которые были крайне важны и для разработчиков/владельцев медиа-ресурсов и для малого бизнеса т.к. приносил клиентов. Т.е. это прям серьезные санкции были для экономики.

Но наши нашли как выкрутиться.

Пути было два — покупать рекламу в тех местах, где еще можно, или искать альтернативные каналы.

Первый путь довольно быстро уперся в суровую реальность из двух каналов:

ВК — недоразвитый рекламный кабинет, который вообще не понимал (да и до сих пор не понимает) реальные интересы пользователей. Сами вспомните в каких группах вы в тот момент состояли? Там люди по 10 лет уже в профиль не заходили, а ВК по прежнему считал что 35 летний папа 4 детей — по прежнему торгует шмотками в линейдж 2.

Яндекс.Директ и Яндекс.Бизнес — все хорошо, но туда ломанулись все, поэтому и цены на рекламу увеличились соответствующе и это стало тупо не выгодно. Более того, из-за массового распространения ВПН у директа значительно снизилось качество рекламы.

Авиtо — который не подходит для большинства бизнесов и с какими-то уже неадекватными ценами за объявления

Вот, собственно и все.

Второй путь выглядел как планомерная работа с блогерами которые умеют привлекать аудиторию, с частными сайтами где большая посещаемость и всякое вот такое.

И вот тут начинается пиз… самое интересное

Подведем маленький итог. Малому бизнесу капец как херово, нет нормальных рекламных каналов, каждый выкручивается как может и тут… Вступает в дело РКН под ручку с Газпром Медиа (ВК, Дзен, ОК, Рутуб).

Что происходит? Я не помню как там было в хронологическом порядке, но суть это передает неплохо.

  1. Самая коммерчески ориентированная площадка была — инста*. Бан, потому что террористы/экстримисты.

  2. Срочно понадобилось зарегулировать всю рекламу и ввести рекламные токены (erid) со штрафами от 200 до 500 тысяч рублей, что по сути обвалило рынок рекламы у мелких блогеров и на мелких сайтах от малого бизнеса. Крупному бизнесу похер, у них есть ресурсы поддерживать все эти рекламные токены, а вот у малого — нет. Причем смешно, что эти рекламные токены должны выебать всех, кроме как раз крупного бизнеса и госкорпораций.

  3. Замедление ютуба — еще один удар по рекламному рынку

  4. Ватсап — часто использовался для принятия звонков от клиентов во всяких мелких бизнесах типа кафешек, телеграм — это еще один рекламный канал с его сообществами и ботами — постепенно начинают давить.

Понимаете, да? Т.е. только люди кое-как адаптируется к пиздецу — РКН прибегает и снова что-нибудь блокирует не давая передохнуть. Точнее как раз помогая передОхнуть малому бизнесу.

И вот что мы сейчас видим. Интернет сужается, а нормальных альтернатив — нет. Зато есть красивые отчеты о том, сколько установок приложения ВК-Видео, правда без уточнения, что у нас по закону на все новые ввозимые устройства его надо устанавливать по умолчанию.

И на самом деле у меня большой вопрос: что случиться первым — создадутся новые хорошие площадки и рынок стабилизируется или после очередной блокировки очередного сервиса у нас просто рухнет к хуям половина малого бизнеса?

*Компания Meta признана экстремистcкой организацией в России

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»