5 юридических ошибок из-за которых вы потеряете весь онлайн-бизнес - Новости о поисковых системах, SEO и интернет-маркетинге
Веб-аналитика

5 юридических ошибок из-за которых вы потеряете весь онлайн-бизнес

5 юридических ошибок из-за которых вы потеряете весь онлайн-бизнес

Многие представили инфобизнеса прошли долгий путь по известной модели Элизабет Кюблер-Росс: от отрицания до принятия необходимости юридической упаковки своего бизнеса. Периодически застревая на этапе депрессии во времена активного задержания крупных блогеров, погрязая в бесконечных штрафах и налогах

Некоторые из них совершают превентивные действия — при каждом запуске сразу думают о юридических рисках. Но кто-то понимает необходимость только тогда, когда Клиент обращается за возвратом, а на почтовый адрес поступают “письма счастья” от налоговой.

Каждый сталкивается с трудностями. И моя задача не пугать вас, а провести через этот темный и непонятный юридический лес, чтобы в конце вы могли выстроить безопасную и прибыльную систему продаж.

Меня зовут Михаил, я юрист и маркетолог, который больше 4 лет занимается юридическим сопровождением бизнеса и делюсь этим в своем канале. За это время мне удалось защитить десятки предпринимателей от штрафов и убытков, и модернизировать их маркетинговую стратегию.

Как работать с возвратами, как правильно делать рекламные рассылки, какая документация должна быть у каждого инфобизнеса, какую отчетность надо сдавать и т.д — в этой статье.

Используйте ее как тест на то, насколько безопасно вы ведете свой онлайн-бизнес

Ошибка №1. Бизнес не зарегистрирован

Юридический снежный ком начинается именно с этого этапа, вместе с административной и уголовной ответственностью, а также доначислением налогов и страховых взносов (статья 122 НК РФ)

(1) Как выбрать форму бизнеса:

  • Самозанятый — если только запускаетесь и не планируете нанимать сотрудников, а доход будет составлять не более 2,4 млн. Платите только налоги, без отчетности.

  • ИП — если обороты растут и появляется необходимость в найме сотрудников

  • ООО/АО — если планируете распределять доли между партнерами и привлекать инвестиции в будущем. Но на начальном этапе все это связано с повышенными требованиями при регистрации, а также штрафами и отчетностью.

5 юридических ошибок из-за которых вы потеряете весь онлайн-бизнес

(2) Выбор налогового режима

Существует несколько налоговых режимов, от которых зависит ставка налога, которую вы будете уплачивать с дохода: УСН (доходы — 6%; расходы — 15%), ОСН (общая система налогообложения), патент, налог на профессиональный доход (“Самозанятость”).

Все это определяется Вами совместно с налоговым юристом, который поможет подобрать для вас идеальный налоговый режим, чтобы снизить нагрузку. Если у вас не сложный инфобизнес, то на первых этапах можно ограничиться самозанятым и УСН “Доходы”.

(3) ОКВЭД

ОКВЭД — код, по которому вы передаете налоговой информацию о том, какой деятельностью планируете заниматься. При регистрации ИП или ООО, это является обязательным условием.

Допустим, что вы создали CRM-бота и в один момент решили, что уже пора обучать этому и других — в течение 7 дней вы обязаны уведомить об этом налоговую, присвоив новый ОКВЭД. Не уведомили = штраф до 10 000 рублей (ч.3 и ч.4 ст.14.25 КоАП РФ).

Какой ОКВЭД выбрать?

Все зависит от того, какую деятельность осуществляете или планируете осуществлять.

Основной ОКВЭД у большинства онлайн-бизнеса совпадает — 63.99.1 “Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг”

(4) Образовательная лицензия

Она нужна вам, только если:

  1. Ваше обучение повышает квалификацию учеников или учит их новой профессии, квалификации

  2. И вы привлекаете других специалистов к обучению (экспертов, кураторов)

Если никто кроме вас на курсах не обучает, то образовательная лицензия не нужна (решение УФАС по Санкт-Петербургу от 10 марта 2021 г. N 44-940/21, решение УФАС по Калининградской области от 16.07.2020. N 039/06/69-723/2020)

Но если у вас нет лицензии и вы позиционируете себя как “онлайн школа”, “академия” и еще на сайте указываете, что на каждом блоке обучения есть приглашенные эксперты в этих областях — готовьтесь к судебным процессам и штрафам. Достаточно одного недовольного клиента, который обратиться в Роспотребнадзор или прокуратуру для начала проверки всей вашей деятельности.

Штрафы от 2000 рублей до 50 000 рублей (ст.14.1 КоАП РФ). Для ИП и обычных физлиц штрафы не такие большие, как для юрлиц, но в совокупности с другими нарушениями постепенно будет возрастать удар для бюджета.

Ошибка №2. Отсутствие документов на сайте

Не стоит недооценивать юридическую важность сайта: для контролирующих органов он является часто предметом контроля, а для недовольных клиентов — основанием для выстраивания своей позиции. И, как правило, если документации нет, то Клиент всегда находится в выигрышном положении.

Есть два документа, которые обязательно должны быть на сайте:

1. Пользовательское соглашение/оферта

Данный документ позволяет определить порядок взаимодействия и работы с Пользователем/Клиентом: объем работ/услуг, стоимость, порядок возвратов и ответственность сторон.

Это необязательно, но в спорных ситуациях сильно поможет и сохранит вашу прибыль. На какие условия прямо сейчас вы можете обратить внимание:

  • Предмет соглашения (точный перечень объема услуг/работ и когда обязательства считаются исполненными)

  • Стоимость (окончательный вариант цены продукта, условия о возврате, положение об автоматическом списание — если есть)

  • Ответственность (штраф за нарушение интеллектуальных прав, когда воруют материал и используют в своих курсах, а также штраф за несоблюдение условий договора).

Каких потенциальных ситуаций можно избежать, составив Пользовательское соглашение:

  • Оказание дополнительных услуг без оплаты;

  • Клиент отказывается платить за оказанную услугу;

  • Клиент / ученик просит сделать ему возврат денег, хотя Вы уже оказали услуги / провели обучение;

  • Нежелательные вопросы со стороны налоговой и банка.

Одно составленное когда-то Пользовательское соглашение позволяет моим Клиентам не тратить время на постоянный сбор доказательств, урегулирование конфликтов. Все чарджбэки и претензии о возврате в банке легко обжалуются Пользовательским соглашением.

Все кто смотрел сериал “Кремниевая долина”, помнят о необходимости тщательной проработки Пользовательского соглашения перед стартом проекта

2. Политика конфиденциальности или Политика обработки персональных данных

Это является обязательным документом, если через сайт происходит сбор персональных данных Клиентов. Собирать данные (ФИО, телефон, адрес электронной почты, уровень дохода, номер карты и т.д) можно как через анкеты, так и через форму оплаты.

5 юридических ошибок из-за которых вы потеряете весь онлайн-бизнес

Что необходимо указывать в Политике конфиденциальности:

  • Перечень персональных данных

  • Цели обработки

  • Как хранятся персональные данные

  • Как уничтожаются персональные данные

  • Согласие на рекламную рассылку (обычно оформляется отдельным документом)

3. Согласие на получение рассылок

Стандартная форма, которая, как правило, прикрепляется к форме, где человек будет указывать адрес электронной почты или номер телефона

В основном согласие на получение рассылки предусматривают либо в Пользовательском соглашении, либо в Политике конфиденциальности, а также отдельным документом.

Все, что связано с обработкой персональных данных, наказывается повышенными штрафами, которые назначаются за каждый факт нарушения. Для граждан от 10 000 до 15 000 рублей, для должностных лиц — от 100 000 до 300 000 рублей, а для юридических лиц — от 300 000 рублей до 700 000 рублей.

Выявляются такие нарушения в рамках проверочных мероприятий Роскомнадзором или в рамках реагирования на жалобу недовольного Клиента, который устал от постоянных рекламных рассылок.

Ошибка №3. Не встали на учет в Роскомнадзор как оператор по обработке персональных данных.

Самозанятые, ИП и организации являются операторами персональных данных и поэтому обязаны вставать на учет в РКН (ст.22 ФЗ №152).

За неподачу такого уведомления для постановки на учет — штраф до 300 000 рублей, а за утечку персональных данных — до 20 миллионов рублей.

Если вы осуществляет сбор персональных данных не через автоматизированные системы (что очень редко в онлайн-бизнесе), а делаете это на бумажном носителе — вставать на учет в РКН как оператор персональных данных не надо.

Если до сих пор не определились, стоит ли подавать уведомление — напиши в комменатриях вопросы и я отвечу

На что обращает внимание Роскомнадзор при проверке вашего сайта?

Состоите ли вы в реестре операторов — есть ли политика конфиденциальности — все ли обязательные требования предусмотрены в этой политике — проверяют остальные документы, связанные с обработкой персональных данных и соответствие их вашей деятельности

Поэтому обойтись обычной формой каждого такого документа из Интернета не получится, потому что они не учитывают специфику вашей деятельности. И не отражают полный перечень обрабатываемых вами персональных данных

Ошибка №4. Не маркируете рекламу

Любая размещенная реклама, как бесплатная, так и нет — подлежит маркировки. Обычно этим занимается одна из сторон: либо рекламодатель, либо тот, кто размещает рекламу. Штраф за отсутствие маркировки: от 2 000 до 500 000 рублей (ст.14.3 КоАП РФ).

Как правильно маркировать рекламу:

  • Получить токен через оператора рекламных данных (ОРД)

  • Поставить на креативе слово «Реклама»

  • Указать информацию: наименование, ОГРН/ИНН, товарный знак и ссылку на сайт

  • Публикуем рекламный пост

  • После публикации, когда срок рекламного поста истекает, отчитаться перед ОРД.

Чтобы получить токен, нужно подготовить креатив и отправить его в ОРД. Список операторов утверждён Роскомнадзором.

Ошибка №5. Отсутствие договоров

Договоренность на словах позволяет нарушать обещанные сроки, не выполнять часть работы. Но подкрепленные бумагой слова — становятся вашим щитом в правовых спорах. Можете ориентироваться на типовые формы договора и дорабатывать их совместно с юристом.

А что делать сейчас?

Можно пойти сложным путем — самостоятельно внедрить все рекомендации, вникнуть в юридические детали и провести аудит бизнеса. Это вполне реально, просто потребует времени и внимательности.

А можно начать с малого — сохранить статью, подписаться на мой канал и задать вопрос в комментариях. Я регулярно делюсь полезными материалами, разборами кейсов и отвечаю на вопросы.

С каким трудностями сталкивались вы в своем онлайн-бизнесе — пишите в комментариях

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»